Дело № 2-1287/2022
УИД 72RS0021-01-2019-002919-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 апреля 2022 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием истца Шешукова А.П., ответчика Манзюк А.В., представителя ответчиков Вьюгиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шешукова Андрея Петровича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Манзюк Анне Валериевне о признании незаконными действий, постановления, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Шешуков А.П. обратился в суд с уточненным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Манзюк А.В., в котором просит:
признать незаконными действия Администрации города Ялта Республики Крым, совершенные с целью образования земельного участка с кадастровым номером №<номер> по заявлению Манзюк А.В. от 28 декабря 2018 г. о предоставлении земельного участка в собственность;
признать незаконными действия Госкомрегистра при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>;
признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п о предоставлении Манзюк А.В. в собственность земельного участка по ее заявлению от 28 декабря 2018 г.;
в порядке устранения нарушения прав Шешукова А.П., выразившихся в незаконном отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме департамента имущественных и земельных отношений от 19 сентября 2017 г., обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течении 30 дней после вступления решения в законную силу исполнить порядок заключения соглашения о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности Шешукова А.П., путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотренного 19 сентября 2017 г. заявления Шешукова А.П. о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 г.;
обязать Госкомрегистр снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №<номер>.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что образование земельного участка с кадастровым номером №<номер> осуществлено ответчиками в нарушение положений закона на основании заявления Манзюк А.В. от 28 декабря 2018 г. о предоставлении в собственность земельного участка, имеющего следы исправления в записи о площади испрашиваемого земельного участка, к которому были приложены: ксерокопия выписки из решения Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 г. №05, ксерокопия схемы расположения земельного участка (масштаб 1:2000) без даты и без подписи лица, подготовившего такую схему. Тогда как в нарушение Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313, к заявлению Манзюк А.В. не были представлены требуемые документы, а именно, оригинал кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, что согласно п. 8 Порядка № 313 является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня поступления. Так, по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №<номер> был поставлен на кадастровый учет только 29 апреля 2019 г. Следовательно, на момент подачи заявления Манзюк А.В. (28 декабря 2018 г.) в ЕГРН отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке. При таких обстоятельствах, по мнению истца, ответчик Манзюк А.В. при осуществлении своих гражданских прав действовала в обход закона с целью незаконного получения в собственность земельного участка. Тогда как действия ответчиков по образованию земельного участка с кадастровым номером №<номер>, и последующей передаче его в собственность Манзюк А.В. на основании постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п, нарушают права и законные интересы самого истца на перераспределение земельных участков по заявлению от 22 августа 2017 г. При этом, заключение Администрацией города Ялта Республики Крым соглашения с истцом о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности истца, является обязанностью Администрации города Ялта Республики Крым, установленной вступившим в законную силу судебным актом, подлежащим неукоснительному исполнению. Кроме того, при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер> Госкомрегистром нарушены требования действующего законодательства. В представленном Госкомрегистром кадастровом деле отсутствуют документы, свидетельствующие, что до 21 марта 2014 г. было установлено местоположение на местности испрашиваемого Манзюк А.В. земельного участка. При проведении правовой экспертизы представленных для кадастрового учета документов Госкомрегистр не мог не понимать, что границы спорного земельного участка были установлены неуполномоченным лицом после 6 сентября 2018 г., а представленные для государственного кадастрового учета документы не соответствуют ч.1 и ч. 8 ст. 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК, п.5, п.7, п.8 ч.1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ (т. 3 л.д. 77-83).
В судебном заседании истец Шешуков А.П. поддержал заявленные исковые требования с учетом поданных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Представитель ответчиков Администрации года Ялта Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым по доверенности Вьюгина Д.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> был сформирован и передан в собственность Манзюк А.В. в порядке завершения оформления прав в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие нарушения чьих-либо прав. Шешуков А.П. в поданном 22 августа 2017 г. заявлении не указал ни одно из предусмотренных законом оснований для перераспределения земельного участка. На принадлежащем истцу земельном участке площадью 750 кв. м по адресу: <адрес>, строения за его границы не выходят, какие-либо вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы отсутствуют. Кроме того, у истца отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для перераспределения принадлежащего ему земельного участка, поскольку испрашиваемая истцом площадь превышает максимально допустимую площадь образуемого земельного участка, предусмотренную действующей градостроительной документацией. Суд также не может обязать Администрацию города Ялта принять конкретное решение по результатам рассмотрения заявления, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления (т. 3 л.д. 66-70, 138-140).
Ответчик Манзюк А.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации, просила в удовлетворении иска отказать и отменить меру обеспечения иска (т. 3 л.д. 141-147).
Ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, в ранее поданных письменных возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на необоснованность исковых требований о признании незаконными действий при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>, а также о возложении обязанности снять данный земельный участок с кадастрового учета по следующим основаниям. Указанный объект недвижимости 24 апреля 2019 г. поставлен на кадастровый учет на основании заявления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 17 апреля 2019 г., приложенного к заявлению плана, подготовленного в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. №412, а также решения от 14 марта 2014 г. о предоставлении Манзюк А.В. разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, которое является основанием для завершения оформления права на данный земельный участок. Сведения о данном объекте имеют статус «учтенный», действующим законодательством не предусмотрена процедура снятия с кадастрового учета объектов недвижимого имущества с данным статусом. Кроме того, в ЕГРН зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на данный объект недвижимости (т. 2 л.д. 46-50).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Госкомрегистра.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 14 марта 2014 г. решением 70 сессии 6 созыва Гурзуфского поселкового совета № 05 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу из земель коммунальной собственности Гурзуфского поселкового совета в собственность Манзюк А.В. земельного участка ориентировочной площадью 0,15 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> (пункт 1.2 решения) (т. 1 л.д. 163-164).
28 декабря 2018 г. Манзюк А.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 1 308 кв. м, по адресу: <адрес>, с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», приложив к нему копию выписки из решения Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 г. №05 и копия схемы расположения земельного участка (масштаб 1:2000) (т. 3 л.д. 90, 111, 112-113).
17 апреля 2019 г. представитель Администрации города Ялта Республики Крым обратился в Госкомрегистр с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 308 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 58-61). В качестве оснований для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности представлены копия выписки из вышеуказанного решения 70 сессии 6 созыва Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 г., межевой план земельного участка с выполненной по заказу Манзюк А.В. кадастровым инженером ФИО-1 схемой расположения земельного участка (т. 1 л.д. 46-49, 50, 51-52).
29 апреля 2019 г. Госкомрегистром поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1 308 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера №<номер>, а также осуществлена государственная регистрация права собственности на него муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т. 1 л.д. 214-216).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п земельный участок с кадастровым номером №<номер> отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», установлен вид его разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», он передан Манзюк А.В. в собственность в порядке завершения оформления прав в границах, указанных в кадастровом паспорте (т. 1 л.д. 242-244).
Из материалов дела также следует, что Шешукову А.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 750 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 16 декабря 2016 г. (т. 1 л.д. 12-14).
22 августа 2017 г. Шешуков А.П. обратился в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. В данном заявлении ФИО-2 просил в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в его собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, утвердить схему расположения земельного участка площадью 890 кв. м, и заключить с ним соглашение о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в результате которого у него возникнет право собственности на образованный земельный участок общей площадью 890 кв. м (т. 1 л.д. 23).
Письмом Департамента от 19 сентября 2017 г. № 01-15/7384 Шешукову А.П. сообщено об оставлении указанного заявления без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 июля 2018 г. отменено решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 апреля 2018 г., принято новое решение о признании незаконными действий администрации г. Ялта по результатам рассмотрения заявления Шешукова А.П. от 22 августа 2017 г. о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Шешукова А.П. (т. 1 л.д. 17-22).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 29 марта 2019 г. № 682-п Шешукову А.П. отказано в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, кадастровый №<номер>, и земельного участка с кадастровым номером №<номер>, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, на основании пунктов 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 68).
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 8 августа 2019 г. по иску Шешукова А.П. постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 29 марта 2019 г. № 1682-п признано незаконным, на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Шешукова А.П. (т. 2 л.д. 64-67).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 3290-п Шешукову А.П. отказано в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности кадастровый №<номер>:ЗУ1, и земельного участка, находящегося в частной собственности, кадастровый №<номер>, площадью 890 кв. м, в собственность, расположенного по адресу: <адрес>, на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 240-241).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2020 г. по иску Шешукова А.П. постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 3290-п признано незаконным, на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Шешукова А.П. (т. 2 л.д. 164-166).
Шешуков А.П., ссылаясь на то, что границы переданного в собственность Манзюк А.В. земельного участка с кадастровым номером №<номер> пересекают границы земельного участка, отображенные в схеме расположения земельного участка, приложенной к его заявлению от 22 августа 2017 г., в связи с чем действия ответчиков по образованию земельного участка с кадастровым номером №<номер>, постановке на кадастровый учет, последующей передаче в собственность Манзюк А.В. на основании постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п, нарушают права и законные интересы истца на перераспределение земельных участков, обратился в суд с настоящим иском.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок № 313).
Согласно п. 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом Республики Крым; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом Республики Крым.
Во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. № 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила № 37).
Пунктом 4 Правил № 37 определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялта в лице Департамента имущественных и земельных отношений.
Как указывалось судом выше, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п Манзюк А.В. в порядке завершения оформления прав передан в собственность земельный участок площадью 1308 кв. м с кадастровым номером №<номер>.
Тогда как из материалов дела прямо следует и не оспаривалось сторонами, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером №<номер> пересекают границы земельного участка, отображенные в схеме расположения земельного участка, которую Шешуков А.П. предоставил в своем заявлении от 22 августа 2017 г.
При этом из вышеуказанного апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 июля 2018 г. усматривается, что вопрос о наличии права Шешукова А.П. на перераспределении земель (в результате которого площадь принадлежащего ему земельного участка должна была увеличится на 140 кв. м) разрешен судом по существу.
В силу ч. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Данная императивная норма, устанавливающая, что отказ органа местного самоуправления должен содержать все имеющиеся основания для принятия такого решения, направлена на недопущение ситуаций, сложившихся в рамках рассматриваемых правоотношений, когда Шешуков А.П. дважды после рассмотрения судом спора и признании отказа администрации в перераспределении земель незаконным, получал новые отказы (постановления администрации города Ялта от 29 марта 2019 г. и 28 декабря 2019 г.).
Вопреки доводам Администрации города Ялта Республики Крым заключение соглашение является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.
Данная обязанность предусматривает, что орган местного самоуправления заключает соглашение о перераспределении земель во всех случаях, кроме случаев, когда вынужден отказать в его заключении в силу прямого указания законодателя (в частности закрытый перечень таких случаев предусмотрен пунктами 9 и 14 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, заключение Администрацией города Ялта Республики Крым соглашения с Шешуковым А.П. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности Шешукова А.П., является обязанностью Администрации города Ялта Республики Крым, установленной вступившим в законную силу судебным актом, подлежащим неукоснительному исполнению.
В силу части 5 статьи 311 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 июля 2018 г. вступило в силу в день его вынесения и с этого дня подлежало исполнению.
Однако, несмотря на осведомленность Администрации города Ялта Республики Крым о результатах состоявшегося судебного спора и обязанности заключения с Шешуковым А.П. соответствующего соглашения о перераспределении, именно на основании действий администрации был произведен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №<номер>, а также его предоставление в собственность Манзюк А.В. путем вынесения постановления от 30 июня 2020 г. № 2082-п.
Таким образом, Манзюк А.В. был предоставлен земельный участок, часть которого (140 кв. м) на момент его предоставления должна была быть передана в собственность Шешукову А.П. во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, что, безусловно, свидетельствует о нарушении его прав.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Порядка № 313 заявление о предоставлении земельного участка должно содержать кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии), что означает возможность подачи гражданином заявления без указания кадастрового номера, но с приложением межевого плана для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт, с последующей передачей в собственность.
Вместе с тем, как установлено из исследованных судом в оригинале документов, послуживших основанием для вынесения Администрацией города Ялта Республики Крым постановления от 30 июня 2020 г. № 2082-п (т. 3 л.д. 84-114), к заявлению Манзюк А.В. от 28 декабря 2018 г. не был приложен оригинал кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, указанный в приложении, что согласно п. 8 Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня поступления.
Как также следует из представленных суду документов, послуживших основанием для образования земельного участка с кадастровым номером №<номер> и его постановки на государственный кадастровый учет, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная кадастровым инженером ФИО-1 без указания даты, приложенная к заявлению Манзюк А.В. от 28 декабря 2018 г. и содержащаяся в документах Администрации города Ялта Республики (т. 3 л.д. 112-113), не соответствует схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была предоставлена Администрацией города Ялта Республики Крым в Госкомрегистр для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и регистрации права собственности (т. 1 л.д. 51-52). Так, местоположение границ земельного участка, количество характерных точек, координаты, отображенные в схемах, не совпадают.
В соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты нарушенного права собственности путем признания недействительными решений (акта) государственного органа или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение гражданского права.
Одним из основных принципов гражданского законодательства является обеспечение восстановления нарушенных прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации), поэтому предусмотренные меры воздействия, применяемые при нарушении гражданских прав, имеют целью восстановление нарушенного субъективного права либо имущественного интереса лица.
Разрешая исковые требования Шешукова А.П. с учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных положений закона, суд исходит их того, что муниципальные правовые акты не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Суд также соглашается с доводами истца, как нашедшими свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, о том, что при образовании и выделении Манзюк А.В. земельного участка в собственность по процедуре завершения оформления прав, был нарушен законный интерес Шешукова А.П. на получение в собственность земельного участка площадью 140 кв. м в порядке перераспределения земельных участков во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, действия Администрации города Ялта Республики Крым по образованию земельного участка с кадастровым номером №<номер> по заявлению Манзюк А.В. от 28 декабря 2018 г., а также постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п о предоставлении в собственность Манзюк А.В. земельного участка в порядке завершения оформления прав, подлежат признанию незаконными, в связи с чем соответствующие требования Шешукова А.П. подлежат удовлетворению.
Учитывая, что земельный участок площадью 1308+/-8 кв. м с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адрес: <адрес>, сформирован с нарушением земельного законодательства, то он подлежит снятию с кадастрового учета с прекращением своего существования как объект недвижимости.
Разрешая требования Шешукова А.П. о возложении на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанности в течении 30 дней после вступления решения в законную силу исполнить порядок заключения соглашения о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности Шешукова А.П., путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотренного 19 сентября 2017 г. заявления Шешукова А.П. о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 г., суд приходит к выводу об их удовлетворении с целью восстановления нарушенного права истца, учитывая при этом то, что заключение соглашения с Шешуковым А.П. о перераспределении земельных участков является обязанностью Администрации города Ялта Республики Крым, установленной вступившим в законную силу судебным актом, подлежащим неукоснительному исполнению, а также то, что Шешуков А.П. дважды после рассмотрения судом спора и признании отказа администрации города в перераспределении земель незаконным, получал новые отказы (постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 29 марта 2019 г. и 28 декабря 2019 г.), что недопустимо и противоречит вышеуказанным положениям закона.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Как следует из апелляционного определения Тюменского областного суда от 18 июля 2018 г. по делу № 33а-4015/2018, при разрешении требований Шешукова А.П. судом апелляционной инстанции было установлено, что согласно схеме земельного участка, приложенной к заявлению от 22 августа 2017 г., принадлежащий Шешукову А.П. земельный участок с кадастровым номером №<номер> и земельный участок, за счет части которого заявлено о перераспределении, имеют общую границу.
Исходя из того, что заявление Шешукова А.П. от 22 августа 2017 г. возвращено на основании п. 7 ст. 39.29 ЗК РФ не было, в заявлении были указаны все данные, изложенные в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ, к заявлению была приложена схема расположения земельного участка, а в самом заявлении было указано на наличие регистрации права собственности на земельный участок в ЕГРН, то Администрация города Ялта Республики Крым в силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ обязана была совершить оно из действий, перечисленных в данной норме.
Кроме того, учитывая, что Администрацией города Ялта Республики Крым не представлено доказательств возможности формирования самостоятельного земельного участка из заявленного к перераспределению земельного участка площадью 140 кв. м в целях его предоставления иным гражданам и юридическим лицам в общем порядке, при разрешении административного дела № 33-а-4015/2018 суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ в согласовании представленной Шешуковым А.П. схемы расположения земельного участка не может быть признан законным и обоснованным, как несоответствующий нормам закона и нарушающий права истца.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, с целью восстановления нарушенных прав Шешукова А.П. суд приходит к выводу о возложении на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанность в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Шешукова А.П. о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 г.
Тогда как требования Шешукова А.П. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер> и возложении обязанности по снятию данного земельного участка с кадастрового учета не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок и основания государственного кадастрового учёта, регистрации прав на объект недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), в соответствии с частью 7 статьи 1 которого, государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учёта приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Федерального закона №218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учёта отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, на основании поданного 17 апреля 2019 г. представителем Администрации города Ялты Республики Крым заявления о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 308 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и приложенных к нему документов, в том числе решения Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 г. о предоставлении Манзюк А.В. разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с учетом установленного порядка завершения оформления прав, соответствия представленного межевого плана требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке, Госкомрегистром 29 апреля 2019 г. был постановлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1 308 кв. м с присвоением кадастрового номера №<номер>, а также осуществлена государственная регистрация права собственности на него муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Кроме того, суд учитывает, что в рамках настоящего дела Госкомрегистр, как регистрирующий орган, субъектом спорных материально-правовых отношений не является.
При таких обстоятельствах исковые требования Шешукова А.П. подлежат частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
С учетом вышеуказанных положений закона понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей подлежат возмещению ответчиками в равных частях.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шешукова Андрея Петровича удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации города Ялта Республики Крым, совершенные с целью образования земельного участка с кадастровым номером №<номер> по заявлению Манзюк Анны Валериевны от 28 декабря 2018 г. о предоставлении земельного участка в собственность.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 г. № 2082-п «О предоставлении в собственность Манзюк Анне Валериевне земельного участка площадью 1 308 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 1308+/-8 кв. м с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Шешукова Андрея Петровича о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 г.
В удовлетворении исковых требований Шешукова Андрея Петровича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Манзюк Анны Валериевны в пользу Шешукова Андрея Петровича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере по 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 06.05.2022