Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года
Дело № 3а-28/202225OS0000-01-2021-001166-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабакехян ... к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
Бабакехян Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, 25:28:000000:63379, расположенных по адресу: <адрес>.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п по состоянию на 1 января 2019 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере ... рублей объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере ... рублей, которая значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете ООО «...» от 29 ноября 2021 года № № по состоянию на 1 января 2019 года в размере ... рублей и ... рублей соответственно.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости площадью 299,1 кв.м с кадастровым номером № и объекта недвижимости площадью 1102,9 кв.м с кадастровым номером № равной их рыночной стоимости в размере ... рублей и ... рублей соответственно по состоянию на 1 января 2019 года.
В судебное заседание представители сторон и заинтересованного лица не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом.
Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в письменном отзыве на административный иск указано, что постановление №6-п, которым установлена оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, в настоящее время действует и никем не оспорено.
Согласно письменному отзыву администрация города Владивостока просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в удовлетворении административного иска отказать, поскольку представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Материалами административного дела подтверждается право собственности Бабакехян Е.В. на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>:
- площадью 299,1 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, этаж №3, с кадастровым номером №,
- площадью 1102,9 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, этаж №5, с кадастровым номером №.
Поскольку административный истец является собственником объектов недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц, она вправе оспорить результаты кадастровой стоимости.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю № № и № от 19 ноября 2021 года, на основании вышеуказанного постановления по состоянию на 1 января 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:000000:66478 установлена кадастровая стоимость в размере ... рублей, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере ... рублей сведения о них внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости 9 января 2020 года и подлежат применению с 1 января 2020 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет ООО «...» от 29 ноября 2021 года №, из которого следует, что по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № округленно составляет ... рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером № - ... рублей.
Суд, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает их достоверными доказательствами.
Отчет выполнен оценщиком ФИО5., имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вопреки доводам администрации города Владивостока специалистом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объектов недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Также в отчете оценщиком объясняется выбор сравнительного и доходного подходов для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения подхода.
С учетом представленных эксперту материалов, содержащих технические характеристики нежилых помещений, специалист пришла к выводу об использовании в рамках доходного подхода метода дисконтирования денежных потоков, расчет в отношении объекта с кадастровым номером № представлен в Таблице 9.52 (стр. 134-135 Отчета), в отношении объекта с кадастровым номером № - в Таблице 9.53 (стр. 136-137 Отчета).
Рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером № без учета прав на земельный участок, рассчитанная в рамках доходного подхода методом дисконтирования денежных потоков, по состоянию на 1 января 2019 года без учета НДС составляет ... рублей (стр. 134 Отчета).
Рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером № без учета прав на земельный участок, рассчитанная в рамках доходного подхода методом дисконтирования денежных потоков, по состоянию на 1 января 2019 года без учета НДС составляет ... рубль (стр. 136 Отчета)
Рыночная стоимость, рассчитанная в рамках сравнительного подхода в отношении объекта с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2019 года без учета НДС составляет ... рубля, в отношении объекта оценки с кадастровым номером № – ... рубля (таблица 9.28 стр.105-108 Отчета).
Итоговая согласованная стоимость оцениваемого имущества рассчитана с применением весовых коэффициентов к результатам, полученным с помощью использования сравнительного и доходного методов оценки, с применением одинаковых весовых коэффициентов k=0,5 (стр. 117 Отчета)
Применив весовые коэффициенты к полученным результатам и выполнив соответствующие расчеты, оценщик пришла к выводу, что итоговая рыночная стоимость с учетом допущений и ограничительных условий, сделанных в рамках отчета, по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года в отношении объекта с кадастровым номером № составляет ... рубль (без учета НДС), в отношении объекта с кадастровым номером № - ... рублей, что отражено в таблице 10.1 Отчета (стр. 138 Отчета).
В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, оценщиком приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
К отчету приложены доказательства заключения договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, действовавшего на момент проведения оценки.
Давая оценку представленному отчету, суд приходит к выводу, что подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов произведены специалистом корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Доводы заинтересованного лица о несоответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости принадлежащего истцу объектов недвижимости основаны на предположениях и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами; достоверных данных об иной рыночной стоимости указанных объектов в суд не представлено.
Ссылка администрации города Владивостока на несопоставимость аналогов с объектами оценки по площади и дате предложений не свидетельствуют о незаконности выводов специалиста, поскольку различие по этому параметру скорректировано поправками с приведением соответствующего обоснования их применения, что соответствует федеральным стандартам оценки.
Использование оценщиком информации об объектах-аналогах из объявлений, размещенных в сети «Интернет», не противоречит федеральным стандартам в области оценочной деятельности.
Так, согласно пункту 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, в отчете об оценке могут быть использованы источники информации, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки, в том числе опубликованные на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным истцом отчет ООО «...» от 29 ноября 2021 года № № имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объектов, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером ... в размере ... рублей и с кадастровым номером № в размере ... рублей по состоянию на 1 января 2019 года подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Рыночная стоимость объектов недвижимости существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Ссылки министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, которым установлена оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости, в настоящее время не оспорено и не отменено, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае административным истцом как собственником объектов недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости следует считать 8 декабря 2021 года, то есть дату обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд согласно штемпелю на почтовом конверте.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Бабакехян ... к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости площадью 299,1 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, этаж №3, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости площадью 1102,9 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, этаж №5, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи Бабакехян Еленой Владимировной заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № считать 8 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Пилипенко