УИД 16RS0046-01-2023-002881-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания А.Г. Габидуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об устранении нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Мнистерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось в суд с иском к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об устранении нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов. В обоснование заявленных исковых требований указано следующее.
В адрес Министерства экологии и природных ресурсов РТ (далее - Министерство) в течении ... года поступали многочисленные жалобы по факту сброса отходов по адресам: ...
... года в ходе выездного обследования территории Вахитовского района г.Казани инспектором Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Управление) по адресу: ..., географические координаты ..., ... выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно, отходы из жилищ несортированные (ФККО 73111001724) на площади ... кв.м. в объеме ... куб.м.
На основании этого в адрес МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Администрация) выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года на предостережение от Администрации был получен ответ с информацией о выполнении работ по подбору мусора в ... году.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Вахитовского района г.Казани инспектором Управления по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером № ... (географические координаты ...) выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 73111001724) на площади 1 кв.м. в объеме 0,6 куб.м, мусор от сноса и разборки зданий несортированный (ФККО 81290101724) на площади 2 кв.м в объеме 0,9 куб.м.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером является МО г.Казань РТ.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года на предостережение от Администрации был получен ответ с информацией о выполнении работ по подбору мусора в ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Приволжского района г.Казани инспектором Управления по адресу: ..., земельный участок с географическими координатами ... ... выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724) на площади 12 кв.м. в объеме 5 куб.м.
Согласно сведениям из КЗИО ИК МО г.Казани земельный участок с вышеуказанными координатами расположен на землях неразграниченной государственной собственности.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Приволжского района г.Казани инспектором Управленияпо адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером № ... (географические координаты ...) выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы железобетона в кусковой форме (ФККО 82230101215) на площади 2 кв.м. в объеме 0,4 куб.м.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
Статьей 4 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяют, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) территории муниципальных
Указывается, что согласно выписке из ЕГРЮЛ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» является юридическим лицом; основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Согласно п. 1.2. положения «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (Далее - Положение) администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
Согласно п.4 ст.39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 (Далее - Устав) территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.
Согласно ст. 8. п.П, 24 Устава к вопросам местного значения города Казани относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г.Казани, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1.10 Положения к полномочиям Администрации относится участие в ликвидации несанкционированных свалок, с п. 3.1.11 принимать участие в осуществлении контроля за надлежащим использованием земель. Пунктом 3.1.65 указанного положения предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, образующихся на территории жилых массивов района.
В соответствии с разделом 2 Положения предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани на территории Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования г.Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования г.Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, ответчиком вышеуказанные требования не исполнены. В результате чего на спорной территории образована свалка отходов.
Указывается, что ненадлежащее выполнение ИК МО г.Казани и Администрацией установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, нахождение свалок на необорудованном, для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
От негативного воздействия захламления отходами, существующей на вышеуказанном земельном участке, расположенной в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани может пострадать любое лицо. Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов таких лиц не представляется возможным, так как точный круг лиц, которые могут пострадать от негативного воздействия размещенных на неорганизованных свалках отходов, невозможно определить заранее.
На основании ст.46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе из экологических правоотношений.
Руководствуясь изложенным, истец просит суд возлодить обязанность на ИК МО города Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в 3-х месячный срок со дня вступления судебного постановления в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов по адресам: ..., географические координаты ..., ..., ..., земельный участок с кадастровым номером №... (географические координаты ...), г..., земельный участок с географическими координатами ... ... ..., земельный участок с кадастровым номером №... (географические координаты ...).
В судебном заседании представитель истца Мнистерство экологии и природных ресурсов РТ, А.А. Гимадиева исковые требования уточнила.
Представитель ответчиков ИК МО г.Казани, МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани" в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица УК ООО «Уютсервис Групп», Г.Г. Халиуллина исковые требования в отношении ул. ... не признает, в остальной части оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии ст. 63 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 10, 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что ... года в ходе выездного обследования территории Вахитовского района г.Казани инспектором Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Управление) по адресу: ..., географические координаты ..., ... выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно, отходы из жилищ несортированные (ФККО 73111001724) на площади 10 кв.м. в объеме 6 куб.м.
На основании этого в адрес МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Администрация) выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года на предостережение от Администрации был получен ответ с информацией о выполнении работ по подбору мусора в ... году.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Вахитовского района г.Казани инспектором Управления по адресу: ... земельный участок с кадастровым номером № ... (географические координаты ...) выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 73111001724) на площади 1 кв.м. в объеме 0,6 куб.м, мусор от сноса и разборки зданий несортированный (ФККО 81290101724) на площади 2 кв.м в объеме 0,9 куб.м.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером является МО г.Казань РТ.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года на предостережение от Администрации был получен ответ с информацией о выполнении работ по подбору мусора в ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Приволжского района г.Казани инспектором Управления по адресу: ..., земельный участок с географическими координатами ... ... выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724) на площади 12 кв.м. в объеме 5 куб.м.
Согласно сведениям из КЗИО ИК МО г.Казани земельный участок с вышеуказанными координатами расположен на землях неразграниченной государственной собственности.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
... года в ходе выездного обследования территории Приволжского района г.Казани инспектором Управленияпо адресу: г..., земельный участок с кадастровым номером № ... (географические координаты ...) выявлен факт сброса отходов производства и потребления, а именно отходы железобетона в кусковой форме (ФККО 82230101215) на площади 2 кв.м. в объеме 0,4 куб.м.
На основании этого в адрес Администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от ... года.
... года инспектором Управления осуществлен повторный выезд на вышеуказанную территорию, ранее выявленные нарушения не устранены.
Несанкционированные свалочные очаги, расположенные по вышеуказанным адресам, усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, а также представляют собой объект эпидемического и экологического риска, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний,
Неисполнение вышеуказанных требований действующего законодательства нарушает гарантированное право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1.2. положения «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (Далее - Положение) администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
Согласно п.4 ст.39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 (Далее - Устав) территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.
Согласно ст. 8. п.П, 24 Устава к вопросам местного значения города Казани относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г.Казани, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1.10 Положения к полномочиям Администрации относится участие в ликвидации несанкционированных свалок, с п. 3.1.11 принимать участие в осуществлении контроля за надлежащим использованием земель. Пунктом 3.1.65 указанного положения предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, образующихся на территории жилых массивов района.
В соответствии с разделом 2 Положения предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани на территории Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования г.Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования г.Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
При этом суд учитывает, что бездействие ответчиков по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Доводы представителя ответчиков о том, что на данный момент не заключен контракт на осуществление работ по сбору, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов суд находит несостоятельным. Отсутствие заключенного контракта на осуществление работ не предусмотрены действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Поскольку согласно положениям Устава обязанность по вывозу несанкционированных свалок на территории Вахитовского Приволжского районов г. Казани возложена органом местного самоуправления на МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани", поэтому, учитывая ненадлежащее исполнение обязанностей ответчиками по вывозу несанкционированных свалок, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»в 3-х месячный срок со дня вступления судебного постановления в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов по адресам: ..., географические координаты ..., ..., земельный участок с кадастровым номером №... (географические координаты ...), ..., земельный участок с географическими координатами ..., ..., земельный участок с кадастровым номером №... (географические координаты ...).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья А.Р. Сафин