Решение по делу № 2-1937/2024 от 26.09.2024

Дело 2-1937/2024

УИД 77RS0002-02-2024-012912-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск                                                                                    24 октября 2024 года

Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе

председательствующего Шидловского А.А.,

при секретаре Беспутиной В.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника Орского транспортного прокурора Рашникова М.Н.,

представителя ответчика Калько Н.Ю.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Орский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеназванным иском указав, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», установлено, что Оренбургским центром организации работы железнодорожных станций Южно-Уральской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» не соблюдаются требования ФЗ РФ № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» при эксплуатации железнодорожной станции <адрес>. 21.10.2015 утвержден план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) ОТИ железнодорожной станции <адрес>. Разделом 20.1 ПОТБ предусмотрено в том числе привлечение подразделения транспортной безопасности (заключение договоров) в течении 4-х месяцев с даты утверждения ПОТБ. В установленный срок до 10.02.2023 подразделения транспортной безопасности не привлечены. Просит суд в течении 1 года с даты вступления решения суда в законную силу обязать ОАО «РЖД» обеспечить исполнение п. «в» п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» путем привлечения подразделения транспортной безопасности (заключения договоров) для защиты железнодорожной станции <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Орского транспортного прокурора Рашников М.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать ответчика исполнить требование в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель ответчика Калько Н.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Не оспаривала, что по состоянию на 24.10.2024 железнодорожная станция <адрес> не защищается подразделением транспортной безопасности в соответствии с п. «в» п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.202 № 1633. Однако привлечение такого подразделения не имеет значения без размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности на станции. Для того, чтобы обеспечить станцию <адрес> необходимыми техническими средствами, требуются большие финансовые средства. В связи с значительными финансовыми затратами привлечение подразделений транспортной безопасности планируется поэтапно. В случае удовлетворения иска просила суд предоставить ответчику 2 года с даты вступления решения в законную силу для исполнения требований прокурора.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что на балансе ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция <адрес>.

Орским транспортным прокурором проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на данном объекте, которой установлено, что в нарушение действующего законодательства руководством Оренбургского центра организации работы станции не принят весь комплект мер, способствующих предотвращению преступлений террористического характера на объекте железнодорожного транспорта.

21.10.2015 (с изменениями от 10.10.2022) утвержден план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) ОТИ железнодорожной станции <адрес>.

Разделом 20.1 ПОТБ предусмотрено в том числе привлечение подразделения транспортной безопасности (заключение договоров) в течении 4-х месяцев с даты утверждения ПОТБ. Однако в установленный срок до 10.02.2023 подразделения транспортной безопасности не привлечены.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).

Согласно п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

Постановлением Правительства РФ 08.10.2020 № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

В силу п. «в» п. 5 Постановления субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Анализ данных норм права позволяет сделать вывод, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    ОАО «РЖД» не представлено доказательств надлежащего исполнения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым обязать ответчика исполнить требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности в срок не позднее 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу.

    Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

    Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. 00 коп. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Город Орск» с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Исковые требования Орского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» привлечь в соответствии с п. «в» п. 5 Постановления Правительства РФ 08.10.2020 № 1633 подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции <адрес> Южно-Уральской дирекцией управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности в течение 2 (двух) лет с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход муниципального образования «Город Орск» государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                       А.А. Шидловский

    Мотивированное решение составлено 07.11.2024.

Судья                                                    А.А. Шидловский

2-1937/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Шидловский Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
26.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2024Передача материалов судье
01.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее