Судья Трегулова К.К. УИД 16RS0046-01-2022-013322-71
дело № 2-249/2023 (2-8637/2022;)
№ 33-6317/2023
Учет № 076 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 апреля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Гатауллина Р.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 января 2023 года, которым ему отказано в удовлетворении иска к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению в выслугу лет периода государственной гражданской службы в качестве судебного пристава, назначении и выплате пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Гатауллина Р.А. – Сумбаеву Ю.П., представителя ответчиков ФССП РФ, ГУ ФССП РФ по РТ – Сердюк Ю.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гатауллин Р.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению в выслугу лет период государственной гражданской службы в качестве судебного пристава, назначении и выплате пенсии.
В обоснование требований указывается, что период с 15 ноября 1988 года по 19 ноября 1990 года он проходил службу в Советской Армии, а с 27 августа 1993 года по 21 декабря 1998 года служил в органах внутренних дел. Приказом МВД РТ № 467 от 21 декабря 1998 года уволен со службы по собственному желанию.
В период с 10 июня 2002 года по 7 сентября 2016 года он проходил службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского подразделения службы судебных приставов. Приказом №2239-к от 6 сентября 2016 года служебный контракт с ним расторгнут, он освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен со службы в соответствии с п.3 ст.33 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
В течение всего периода он осуществлял замещение должности государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.
10 июня 2021 года он обратился с заявлением в УФССП по РТ о назначении и выплате ему пенсии, но письмом ФССП России от 30 июня 2021 года получил отказ. Получателем пенсии по иным основания (по старости и по инвалидности) он не является.
На основании вышеизложенного с учетом уточнения исковых требований истец просил суд признать бездействие Федеральной службы судебных приставов по назначении пенсии по выслуге лет незаконным, включить в выслугу лет период государственной гражданской службы с 10 июня 2002 года по 7 сентября 2016 года в качестве судебного пристава ОУПДС Набережночелнинского подразделения службы судебных приставов УФССП России по РТ, возложить обязанность на Федеральную службу судебных приставов назначить ему пенсию и выплатить ее с 7 сентября 2016 года.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, в письменном заявлении требования поддержали, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ФССП России и УФССП России по Республике Татарстан Сердюк Ю.А. с иском не согласился.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, указав, что согласно информации, имеющейся в распоряжении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ истец с заявлением о назначении какого-либо вида пенсии не обращался, выплатное дело отсутствует.
Судом постановлено решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что вопреки выводам суда действие Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 1 января 2020 года. С учетом выработанного стажа в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского подразделения службы судебных приставов, полагает, что имеет право на установление пенсии за выслугу лет.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчиков просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период 27 августа 1993 года по 21 декабря 1998 года Гатауллин Р.А. проходил службу в органах МВД по РТ, уволен со службы приказом МВД РТ от 21 декабря 1998 года № 467 по собственному желанию. (л.д. 41).
В период с 10 июня 2002 года по 7 сентября 2016 года Гатауллин Р.А. был принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского подразделения службы судебных приставов. (л.д. 18-20, 43)
Приказом ФССП России от 6 сентября 2016 года №2239-к служебный контракт с ним расторгнут по инициативе гражданского служащего, он освобожден от замещаемой должности и уволен 7 сентября 2016 года. (л.д.36).
10 июня 2021 года Гатауллин Р.А. обратился в Управление УФССП России по РТ с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 (л.д. 21-22).
Письмом УФССП России по РТ от 30 июня 2021 года в назначении пенсии за выслугу лет ему отказано, ввиду того, что в соответствии с требованиями ст.36,92 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ на пенсию за выслугу лет имеют право сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации. В связи с тем, что Гатауллин Р.А. уволился со службы до вступления в силу Федерального закона, пенсия за выслугу лет ему не может быть назначена. (л.д. 23).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах.
С января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым служба судебных приставов выведена из сферы государственной гражданской службы и отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
На основании статьи 68 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с Законом РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона РФ N 4468-1 правом на пенсионное обеспечение, предусмотренного данным законом обладают лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно части 1 статьи 6 Закона РФ N 4468-1 сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ " в стаж службы в органах принудительного исполнения включаются периоды замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения, нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и периоды прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В силу положений части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года, в частности, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах.
Однако, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что действие положений абзаца четвертого пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.
Помимо указанного, пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлено, что сотрудником органа принудительного исполнения является гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В этой связи положения части 14 статьи 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, тогда как Гатауллин Р.А. на момент вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ " уже не проходил службу в ФССП России.
Принимая во внимание, что истец на должность в органах принудительного исполнения не назначался и службу в органах принудительного исполнения не проходил, был уволен по собственному желанию 7 сентября 2016 года, следовательно, на момент его увольнения отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", право на получение пенсии в рамках норм, направленных на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, у истца не возникло.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что положения Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" распространяют свое действия на правоотношения, возникшие до 1 января 2020 года, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ о службе в органах принудительного исполнения не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 года.
Иные доводы жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, являлись предметом подробного исследования суда первой, в обжалуемом акте им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности, которой, не имеется.
Неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гатауллина Р.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 апреля 2023 года
Председательствующий
Судьи