Дело № 2-1449/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вяткина А.А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании предоставить по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Вяткин А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства на территории муниципального образования «Шебалинский район», мотивируя заявленные требования тем, что истец имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В возрасте 5 лет был лишен родителей. В соответствии с Постановлением Главы Администрации Шебалинского района от 14.02.1996 года истцу назначен опекун Шарыпов С.П. Согласно архивной справке от 09.03.2017 г. Вяткин А.А. в 1991 - 1992 годах был без родителей. Окончил школу в 1999 году в несовершеннолетнем возрасте. Жилье истцу не было предоставлено, хотя на момент окончания школы администрация имела сведения о том, что Вяткин А.А. – сирота. На сегодняшний день истец не имеет постоянного места жительства, собственности в виде жилья.
В судебном заседании истец Вяткин А.А. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Пяткова О.Д., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие условий предусмотренных законом, поскольку истцом не представлено доказательств обращения в установленном порядке с заявлением и документами в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в списке лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем не состоит.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В суде установлено, что над несовершеннолетним Вяткиным А.А. на основании Постановления Администрации Шебалинского района Республики Алтай № 42 от 14.02.1996 года назначен опекуном Шарыпов С.П., поскольку опекун Шарыпова Г.В. умерла 02.11.1995 г.
Согласно архивной справке от 09.03.2017 г. № В-106 документа о назначении Шарыповой Г.В. опекуном над несовершеннолетним Вяткиным А.А. в архивном фонде Ф. № Р-1, Совет Шебалинского района (аймака), администрация муниципального образования «Шебалинский район», в протоколах заседаний исполнительного комитета Шебалинского района за 1982-1991 гг., в постановлениях и распоряжениях Главы администрации за 1992-1995 гг. нет.
Таким образом, в суде нашли подтверждение доводы истца о том, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Сведений об обращении Вяткина А.А. в орган опеки и попечительства для включения в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Республики Алтай не представлено.
Согласно справке Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.07.2017 года № 05/01-18/63/3 Вяткин А.А. в списке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Республики Алтай не значится.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
Применительно к данному делу Вяткин А.А. должен был представить суду доказательства того, что он предпринимал меры, направленные на защиту своего права на предоставление жилья как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с совершеннолетия до достижения возраста 23 лет. Между тем, таких доказательств в материалах дела не имеется.
Суд отмечает, что правовой характер статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку с момента совершеннолетия до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ему жилого помещения на условиях договора специализированного найма у суда не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то отсутствуют предусмотренные ст. 98 ГПК РФ основания для возложения на ответчика судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Вяткина А.А. о возложении обязанности на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей по месту проживания на территории муниципального образования «Шебалинский район» Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 01 августа 2017 года