Дело № 2-1943/2019
39RS0004-01-2019-002175-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Табанюховой Т.С.
при секретаре Вагине А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор обратился в Московский районный суд г. Калининграда с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», по результатам которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что начальником железнодорожной станции <адрес> назначен П. Согласно разделу 2.1 должностной инструкции начальника железнодорожной станции <адрес> (утв. начальником дирекции ДД.ММ.ГГГГ) к числу обязанностей П. отнесена организация работы по антитеррористической деятельности на железнодорожной станции. Таким образом, должность начальника железнодорожной станции Калининград - Сортировочный относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Однако проверкой установлено, что П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не аттестован и не подготовлен в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». Просит обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением направить на обучение и аттестацию начальника железнодорожной станции <адрес> П. в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности. Установить срок для исполнения решения суда – 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д.А. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивал на его удовлетворении. Дополнительно пояснил суду, что в случае готовности ответчика выполнить требования прокурора, полагает возможным продлить срок для выполнения требований до 3-х месяцев.
Ответчик – представитель ОАО «Российские железные дороги» на основании доверенности Тюленев Н.И. в судебном заседании иск не признал, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с приказом Калининградской Дирекции управления движением № КЛНГ Д-233 от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), в частности на железнодорожной станции <адрес>, назначена С., которая обучена и аттестована в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, должностная инструкция от ДД.ММ.ГГГГ и должность П., как начальника станции, не предусматривает, что он является лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, а нормами законодательства не предусмотрено, что именно руководитель этого ОТИ, а не другого, должен быть назначен лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на этом ОТИ. Просил, в случае удовлетворения исковых требований, предоставить срок для исполнения решения суда не менее 3-х месяцев, чем, заявлен в исковых требованиях. Подробные возражения на иск представлены в письменном отзыве (л.д. 23).
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исковое заявление по настоящему гражданскому делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
В силу ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
В соответствии с пп. «а» п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона, к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что железнодорожная станция Калининград - Сортировочный, находящаяся в ведении Центральной дирекции управления движением в границах Калининградской железной дороги, включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за № ЖСГ113817 (л.д. 11).
В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно представленному Калининградской дирекцией управления движением – структурным подразделением Центральной дирекции управления движением – филиалом ОАО «РЖД» списку, начальником железнодорожной станции <адрес> назначен П. (л.д. 10).
Как усматривается из пункта 2.1 Должностной инструкции начальника железнодорожной станции <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, начальник станции <адрес> обязан организовывать работу по антитеррористической деятельности на железнодорожной станции, осуществлять контроль за проведением занятий … защиты пассажиров, персонала и обустройства железнодорожной станции, организовывать работу объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям для обеспечения безопасной перевозки опасных грузов (л.д. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу подпункта 13 пункта 5 обязательных для исполнения различными категориями объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 (далее – Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности установлена необходимость проходить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, проверкой установлено, что начальник железнодорожной станции <адрес> П., чья должность относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта инфраструктуры, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не аттестован и не обучен в соответствии с требованиям п. 1 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Доводы представителя ответчика о том, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на ОТИ <адрес> назначен ответственный за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, С., которая обучена и аттестована, а также о том, что должность П., как начальника станции, не предусматривает, что он является лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, не нашли своего подтверждения.
Должность начальника железнодорожной станции <адрес> относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в связи с чем вышеуказанные доводы представителя ответчика не исключают необходимости прохождения обучения в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», поскольку должностной инструкцией на начальника железнодорожной станции <адрес> П. возложена обязанность организации работы по антитеррористической деятельности, в связи с чем суд полагает исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства гражданского дела, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным установить срок ответчику для обучения и аттестации начальника железнодорожной станции <адрес> П. в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Из иска Калининградского транспортного прокурора и существа заявленных им требований следует, что обращение в суд в рамках настоящего дела предпринято в интересах неопределенного круга физических лиц (граждан).
В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Частью 1 ст.103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при обращении физического лица в суд общей юрисдикции с заявлением неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
При таких обстоятельствах, с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Калининградского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением направить на обучение и аттестацию начальника железнодорожной станции <адрес> П. в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2019 года.
Судья /подпись/ |
Решение не вступило в законную силу 19 августа 2019 года |
||
КОПИЯ ВЕРНА |
|||
Судья |
Табанюхова Т.С. |
Судья |
Табанюхова Т.С. |
Секретарь |
Вагин А.С. |
Секретарь |
Вагин А.С. |
Подлинный документ находится в деле № 2-1943/2019 в Московском районном суде г. Калининграда |
Секретарь Вагин А.С. |