Дело № 12-795/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 09 декабря 2020 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянова Р.Я.,
с участием защитника ООО «Марийская теплосетевая компания», Васюхиной О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Васюхиной О.А. на постановление о назначении административного наказания № 430 от 17 сентября 2020 года, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, которым
Общество с ограниченной ответственностью «Марийская теплосетевая компания», <иные данные> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту- КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителем Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан № 430 от 17 сентября 2020 года, ООО «Марийская тепловая компания» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением заместитель начальника юридического отдела по претензионно-исковой работе Васюхина О.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
В обоснование жалобы указала, что абзацем 4 пункта 5 Порядка предусмотрено, что при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка. ООО «МТсК» представило Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 года (за отчетный период) путем ее размещения в сети Интернет в форме электронного документа (без электронной подписи) на сайте Росприродонадзора в личном кабинете Природопользователя ФСВ ООО «МТсК» в разделе Мои заявления ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным за №, что подтверждается скриншотом страницы с официального сайта Росприродонадзора. На бумажном носителе указанная декларация представлена в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприродонадзора ДД.ММ.ГГГГ.
Представление Декларации о плате в форме электронного документа, без электронной подписи, не является нарушением в силу абзаца 4 пункта 5 Порядка, так как годовой размер оплаты ООО «МТсК» за предыдущий отчетный период, то есть за 2018 года, согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года, составил 24311 рублей 99 копеек, то есть менее 25 тысяч рублей. Также ООО «МТсК» полагает, что представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 года на бумажном носителе в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприродонадзора ДД.ММ.ГГГГ (позднее ДД.ММ.ГГГГ на 1 календарный день) не представляет собой существенного нарушения и носит формальный характер, поскольку в электронном виде данная декларация была размещена на сайте Росприродонадзора в личном кабинете Природопользования ФСВ
Поскольку в судебное заседание законный представитель ООО «МТсК», надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитник Васюхина О.А. доводы жалобы и требования жалобы поддержала.
Представители Волжско-Камского межрегионального управления с жалобой не согласились, указав, на законность вынесенного постановления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, дела № административного органа, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Предоставлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы должны лица, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия (бездействие), выразившееся в не обеспечении своевременного представления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, и пр., содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут при сверке полноты и правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что ООО «Марийская теплосетевая компания», по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, пом. 3, осуществляя негативное воздействие на окружающую среду, представило Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 года с нарушением пункта 5 Приказа Минприроды РФ от 09 января 2017 года № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», а именно, при годовом размере свыше 25 тысяч рублей (<иные данные> рублей). Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год не представлена в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, о чем свидетельствуют сведения в Федеральной государственной информационной системе «Программно-технический комплекс «Госконтроль».
На основании пункта 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 (далее по тексту – Порядка), декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 5 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889), сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет").
В соответствии с абзацем 4 вышеуказанного пункта при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Следовательно, в форме электронного документа декларация должна была быть подана подписанная электронной подписью.
Однако была размещена без электронной подписи, что является нарушением пункта 5 Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Таким образом, на бумажном носителе ДД.ММ.ГГГГ декларация была подана с нарушением установленного срока.
Факт совершения административного правонарушения ООО «Марийская теплосетевая компания» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, декларацией о плате негативного воздействия на окружающую среду, скриншотом, письменными пояснениями Васюхиной О.А., от ДД.ММ.ГГГГ, которые по существу аналогичные доводам ее жалобы, и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Нельзя принять довод заявителя о том, что предоставление Декларации о плате в форме электронного документа, без электронной подписи, не является нарушением в силу абзаца 4 пункта 5 Порядка, так как годовой размер оплаты ООО «МТсК» за предыдущий отчетный период, то есть за 2018 года, согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года, составил 24311 рублей 99 копеек, то есть менее 25 тысяч рублей, поскольку основан на неправильном толковании вышеуказанных норм и в рассматриваемом случае, подача декларации необходима за 2019 год.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов в области окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды.
Так же берется во внимание то обстоятельство, что в электроном виде, без электронно-цифровой подписи декларация направлена ДД.ММ.ГГГГ, на бумажном носителе ДД.ММ.ГГГГ, получена Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, что влияет на степень виновности Общества и является незначительным.
Таким образом, вышеназванные обстоятельства позволяют прийти к выводу о малозначительности совершенного им правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан № 430 от 17 сентября 2020 года, которым ООО «Марийская Теплосетевая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <иные данные> рублей, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Освободить ООО «Марийская Теплосетевая компания» от административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и объявить устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов