Решение по делу № 33а-7781/2020 от 14.07.2020

Судья - Горпинич Н.Н.              Дело № 33а-7781/2020 А-21а             24RS0056-01-2019-006892-56

                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего - Полынцева С.Н.,

судей - Жихарева Ю.А., Данцевой Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.,

административное дело по административному иску ФИО1 к прокуратуре Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО12

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к прокуратуре Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к прокуратуре Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование своих требований сослался на то, что на протяжении многих лет пытается добиться привлечения к уголовной ответственности ФИО5, ФИО6 и ФИО7, которые путем обмана и злоупотребления доверием присвоили принадлежащие ему денежные средства в сумме 3 200 000 рублей и приобрели в собственность ФИО5 квартиру, стоимостью 2 750 000 рублей, а 450 000 рублей ФИО7 потратила на приобретение однокомнатной квартиры для своих сыновей. В ответе прокуратуры Красноярского края от 19 июля 2019 года на его жалобу о несогласии с результатами доследственной проверки по факту мошеннических действий указанных лиц и по другим вопросам указано, что оснований для прокурорского реагирования не имеется. Считает, что сотрудниками прокуратуры не были приняты надлежащие серы к рассмотрению его обращения, поскольку в действиях ФИО5, ФИО7 явно усматривается наличие состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, а также имеются основания для перевода долговых обязательств названных лиц на казну субъекта Российской Федерации или казны Российской Федерации.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1ФИО12 ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции на доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнительно просил учесть, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом I группы, не имеет семьи, нуждается в постоянном уходе.

От представителя прокуратуры Красноярского края – ФИО8 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она выражает несогласие с выдвинутыми заявителем требованиями.

ФИО1, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (извещение о вручении заказного письма на л.д. 117), не явился, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ФИО1ФИО12, настаивавшего на удовлетворении предъявленных требований, представителя прокуратуры Красноярского края – ФИО8, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из представленных материалов, 3 июля 2019 года в прокуратуру Красноярского края из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, администрации Губернатора Красноярского края поступили обращения ФИО9 Н.Н., в которых он выражает несогласие с решениями, принятыми в рамках доследственной проверки, об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО5, ФИО7 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 <данные изъяты> УК РФ. Одновременно, ввиду неисполнения названными лицами определения Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 августа 2014 года, согласно которому с них взысканы неосновательное обогащение, проценты за пользование денежными средствами, возврат государственной пошлины на общую сумму 2 271 973 рублей 60 копеек, просил оказать ему финансовую помощь путем перевода обозначенного долга в обязательства бюджета края или Российской Федерации (л.д. 44-62).

По результатам рассмотрения названных обращений заместителем прокурора Красноярского края ФИО10 19 июля 2019 года вынесено постановление в порядке ст.ст. 37, 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об отказе в удовлетворении жалобы (л.д. 63-65). На основании данного акта начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью территориальных органов МВД России, МЧС России, ФССП России, ФСИН России прокуратуры Красноярского края ФИО11 был подготовлен ответ от 19 июля 2019 года за соответствующего содержания (л.д. 66-67).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд исходил из того, что его обращение было разрешено уполномоченным на то лицом в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, которым правомерно было отмечено отсутствие оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Однако судебная коллегия полагает, что состоявшийся по настоящему делу судебный акт в части оспаривания бездействия прокуратуры Красноярского края, выразившегося в непринятии мер по возбуждению уголовного дела в отношении ФИО7 и ФИО5, подлежит отмене.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право на судебную защиту, как следует из ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.).

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1), в том числе дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания административного иска и документов, подготовленных сотрудниками прокуратуры Красноярского края по результатам рассмотрения упомянутых обращений, ФИО1 оспаривается, в том числе бездействие государственного органа, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела и осуществлении уголовного преследования в отношении ФИО7 и ФИО5

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что заявленные в рамках настоящего административного иска требования в указанной части не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку в данном случае требования должны рассматриваться в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В связи с этим решение суда в этой части подлежит отмене, с прекращением производства по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит правильным решение суда в остальной части.

Оспариваемый ответ содержит исчерпывающие выводы по существу поставленного на обсуждение вопроса (просьба об оказании ФИО1, в связи с неисполнением судебного акта о взыскании денежных средств, финансовой помощи из бюджета Красноярского края или бюджета Российской Федерации), сделанные после тщательного изучения представленных материалов, исследования всех юридически значимых обстоятельств, оценки доводов заявителя. В связи с этим суд первой инстанции правильно указал на отсутствие оснований полагать, что со стороны административного ответчика имело место бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения заявителя в названной части.

Выражаемое же последним как в административном иске, так и в апелляционной жалобе несогласие с мнением сотрудников прокуратуры относительно того, что повода для принятия мер реагирования не имеется, не может свидетельствовать о незаконности состоявшегося по делу судебного акта. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Должностные лица прокуратуры Красноярского края, выступающие в качестве самостоятельных процессуальных субъектов, по результатам выполненной проверки изложили свою позицию относительно возможности перевода долговых обязательств в разряд бюджетных.

При таком положении, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2019 года в части признания незаконным бездействия прокуратуры Красноярского края, выразившегося в непринятии мер по возбуждению уголовного дела в отношении ФИО7 и ФИО5, отменить.

Производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО12 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7781/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Шерстнев Николай Николаевич
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Другие
Суханова Денис Сергеевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Данцева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
15.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2020Передано в экспедицию
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее