Решение по делу № 33-876/2024 от 18.01.2024

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-876/2024

Судья Матвеева Т.В.

Дело № 2-4409/2023

УИД 21RS0025-01-2023-003855-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Ефимовой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Сергеевой Е.А. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании заключения комиссии, решения незаконными, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь, поступившее по апелляционному представлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары обратился в суд с иском с учетом уточнений в интересах Сергеевой Е.А. к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) о признании заключения и решения незаконными, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по обращению Сергеевой Е.А. о несогласии с отказом отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 06.04.2023 в предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, выявлены отдельные нарушения законодательства, в частности, такое основание отказа в назначении государственной помощи на основании социального контракта как «несоответствие категориям граждан, указанным в пункте 1.2 Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим граждан на основании социального контракта» по причине неполной занятости супруга не предусмотрено действующим законодательством.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 06.04.2023 об отказе в назначении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта, решение отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 06.04.2023 об отказе в предоставлении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; обязать КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Лукина Т.В. исковые требования поддержала.

Истец Сергеева Е.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Шилина В.П. исковые требования не признала.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года постановлено о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 06.04.2023 об отказе в назначении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта, решения отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 06.04.2023 об отказе в предоставлении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; на межведомственную комиссию при КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть заявление Сергеевой Е.А о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21.03.2023. В удовлетворении искового требования о возложении обязанности на КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 отказано.

С указанным решением суда не согласился заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары, которым принесено апелляционное представление на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, автор представления приводит доводы о том, что принятое судом решение в виде возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает надлежащую защиту (должное восстановление) нарушенных прав и законных интересов истца. Указывает, что в рассматриваемом случае суд в нарушении процессуальных норм без мотивировки необоснованно вышел за пределы заявленных требований и изменил предмет иска, поскольку прокурором исковые требования о возложении на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023 не заявлялись. Полагает, что судом не учтено, что пунктом 2.10 Порядка предусмотрена возможность оспаривания отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, а не заключения межведомственной комиссии, в связи с чем суд при рассмотрении данного спора обязан проверить в полном объеме законность решения ответчика. Отмечает, что Сергеева Е.А. на момент предоставления 21.03.2023 документов и в настоящее время относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь на основании социального контракта.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционного представления, выслушав помощника прокурора Овчинникову Н.А., представителя истца Сергеевой Е.А. Глеба В.Г., поддержавших доводы апелляционного представления, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые заключаются в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2014 N 210 утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта.

На основании пункта 1.2 указанного Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике.

В соответствии с пунктом 2.10 указанного Порядка отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в случаях: представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка; недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году. Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжалован в Минтруд Чувашии и (или) в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении отделом Центра предоставления мер социальной поддержки излагаются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, 21.03.2023 Сергеева Е.А. обратилась в отдел социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности с приложением необходимых документов.

Заключением межведомственной комиссии (протокол от 06.04.2023) Сергеевой Е.А. отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по решению межведомственной комиссии по причине «несоответствие категориям граждан, указанным в п. 1.2 Порядка».

Как следует из указанного заключения межведомственной комиссии отделом социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии 06.04.2023 вынесено решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Из направленного в адрес Сергеевой Е.А. уведомления об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 06.04.2023 следует, что к независящим от граждан (семей) причинам, по которым гражданин (семья) имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, не может относиться занятость на условиях неполного рабочего времени, размер дохода супруга Сергеевой Е.А. - ФИО1., зарегистрированного в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, указывает на его неполную занятость.

Разрешая заявленный спор и признавая заключение межведомственной комиссии и решение отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством график (время, часы) работы самозанятого не урегулирован, в связи с чем выводы ответчика о неполной занятости супруга Сергеевой Е.А. - ФИО1 являются преждевременными, следовательно, среднедушевой доход семьи Сергеевой Е.А. по не зависящим от них причинам составляет ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не проверяется судебной коллегией в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ.

Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 и возлагая обязанность рассмотреть заявление Сергеевой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционного представления о том, что принятое судом решение в виде возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает должное восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, заслуживают внимания.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям.

При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи,

Как следует из материалов дела, на основании решения КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 13.03.2023 семья Сергеевой Е.А. в составе из 4-х человек (сама заявитель, супруг, сын ДД.ММ.ГГГГ г.р., две дочери ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.03.2023 по 31.08.2023 со среднедушевым доходом семьи в размере 4889,86 руб., что ниже установленного в Чувашской Республике прожиточного минимума в размере 12585,60 руб., в последующем также зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.08.2023 по 31.01.2024 (справка от 31.08.2023).

В настоящее время, семья Сергеевой Е.А. также зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.01.2024 по 30.06.2024 со среднедушевым доходом семьи в размере 7632,15 руб. при установленном в субъекте прожиточном минимуме в среднем на одного члена семьи в размере 13686,20 руб., что следует из представленной на запрос суда апелляционной инстанции справка КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 19.02.2024.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в числе прочего, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Истцом избран способ защиты своего права, в том числе путем возложения на ответчика обязанности предоставить государственную социальную помощь на основании социального контракта на основании заявления от 21.03.2023.

Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023, суд первой инстанции не учел, что предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты права путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий. Повторное рассмотрение заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, не обеспечивает истцу такой возможности.

Иное толкование положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации означает отказ в судебной защите нарушенных прав и законных интересов истца. Возможность возложения на ответчика обязанности предоставить гражданину государственную социальную помощь является одним из надлежащих способов защиты нарушенного права и его восстановления.

Таким образом, возложение на межведомственную комиссию при КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии обязанности повторно рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает надлежащую защиту нарушенных прав и законных интересов истца, поскольку в данном случае решение суда не привело к восстановлению ее прав.

Вывод суда первой инстанции о том, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей и возлагать на данный орган обязанность по представлению мер социальной поддержки, не соответствует регулирующим спорные правоотношения нормам закона.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21.03.2023 и отказе в удовлетворении искового требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023.

Вынесенные после принятого решения суда первой инстанции заключение межведомственной комиссии и решение КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 11 апреля 2024 года не были предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, вынесены после принятого судом 05.12.2023 года решения, следовательно, на выводы суда не влияют, так как основаниями для отказа в предоставлении социальной помощи, указанные в них выводы, не являлись.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года отменить в части возложения на межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21 марта 2023 года и отказе в удовлетворении искового требования о возложении обязанности на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21 марта 2023 года и вынести в указанной части новое решение.

Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21 марта 2023 года.

В остальной части решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-876/2024

Судья Матвеева Т.В.

Дело № 2-4409/2023

УИД 21RS0025-01-2023-003855-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Ефимовой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Сергеевой Е.А. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании заключения комиссии, решения незаконными, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь, поступившее по апелляционному представлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары обратился в суд с иском с учетом уточнений в интересах Сергеевой Е.А. к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) о признании заключения и решения незаконными, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по обращению Сергеевой Е.А. о несогласии с отказом отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 06.04.2023 в предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, выявлены отдельные нарушения законодательства, в частности, такое основание отказа в назначении государственной помощи на основании социального контракта как «несоответствие категориям граждан, указанным в пункте 1.2 Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим граждан на основании социального контракта» по причине неполной занятости супруга не предусмотрено действующим законодательством.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 06.04.2023 об отказе в назначении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта, решение отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 06.04.2023 об отказе в предоставлении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; обязать КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Лукина Т.В. исковые требования поддержала.

Истец Сергеева Е.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Шилина В.П. исковые требования не признала.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года постановлено о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 06.04.2023 об отказе в назначении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта, решения отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 06.04.2023 об отказе в предоставлении Сергеевой Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; на межведомственную комиссию при КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть заявление Сергеевой Е.А о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21.03.2023. В удовлетворении искового требования о возложении обязанности на КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 отказано.

С указанным решением суда не согласился заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары, которым принесено апелляционное представление на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, автор представления приводит доводы о том, что принятое судом решение в виде возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает надлежащую защиту (должное восстановление) нарушенных прав и законных интересов истца. Указывает, что в рассматриваемом случае суд в нарушении процессуальных норм без мотивировки необоснованно вышел за пределы заявленных требований и изменил предмет иска, поскольку прокурором исковые требования о возложении на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023 не заявлялись. Полагает, что судом не учтено, что пунктом 2.10 Порядка предусмотрена возможность оспаривания отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, а не заключения межведомственной комиссии, в связи с чем суд при рассмотрении данного спора обязан проверить в полном объеме законность решения ответчика. Отмечает, что Сергеева Е.А. на момент предоставления 21.03.2023 документов и в настоящее время относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь на основании социального контракта.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционного представления, выслушав помощника прокурора Овчинникову Н.А., представителя истца Сергеевой Е.А. Глеба В.Г., поддержавших доводы апелляционного представления, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые заключаются в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2014 N 210 утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта.

На основании пункта 1.2 указанного Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике.

В соответствии с пунктом 2.10 указанного Порядка отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в случаях: представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка; недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году. Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжалован в Минтруд Чувашии и (или) в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении отделом Центра предоставления мер социальной поддержки излагаются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, 21.03.2023 Сергеева Е.А. обратилась в отдел социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности с приложением необходимых документов.

Заключением межведомственной комиссии (протокол от 06.04.2023) Сергеевой Е.А. отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по решению межведомственной комиссии по причине «несоответствие категориям граждан, указанным в п. 1.2 Порядка».

Как следует из указанного заключения межведомственной комиссии отделом социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии 06.04.2023 вынесено решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Из направленного в адрес Сергеевой Е.А. уведомления об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 06.04.2023 следует, что к независящим от граждан (семей) причинам, по которым гражданин (семья) имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, не может относиться занятость на условиях неполного рабочего времени, размер дохода супруга Сергеевой Е.А. - ФИО1., зарегистрированного в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, указывает на его неполную занятость.

Разрешая заявленный спор и признавая заключение межведомственной комиссии и решение отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством график (время, часы) работы самозанятого не урегулирован, в связи с чем выводы ответчика о неполной занятости супруга Сергеевой Е.А. - ФИО1 являются преждевременными, следовательно, среднедушевой доход семьи Сергеевой Е.А. по не зависящим от них причинам составляет ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не проверяется судебной коллегией в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ.

Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 и возлагая обязанность рассмотреть заявление Сергеевой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционного представления о том, что принятое судом решение в виде возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает должное восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, заслуживают внимания.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям.

При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи,

Как следует из материалов дела, на основании решения КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 13.03.2023 семья Сергеевой Е.А. в составе из 4-х человек (сама заявитель, супруг, сын ДД.ММ.ГГГГ г.р., две дочери ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.03.2023 по 31.08.2023 со среднедушевым доходом семьи в размере 4889,86 руб., что ниже установленного в Чувашской Республике прожиточного минимума в размере 12585,60 руб., в последующем также зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.08.2023 по 31.01.2024 (справка от 31.08.2023).

В настоящее время, семья Сергеевой Е.А. также зарегистрирована в качестве малоимущей на период с 01.01.2024 по 30.06.2024 со среднедушевым доходом семьи в размере 7632,15 руб. при установленном в субъекте прожиточном минимуме в среднем на одного члена семьи в размере 13686,20 руб., что следует из представленной на запрос суда апелляционной инстанции справка КУ Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 19.02.2024.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в числе прочего, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Истцом избран способ защиты своего права, в том числе путем возложения на ответчика обязанности предоставить государственную социальную помощь на основании социального контракта на основании заявления от 21.03.2023.

Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023, суд первой инстанции не учел, что предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты права путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий. Повторное рассмотрение заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, не обеспечивает истцу такой возможности.

Иное толкование положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации означает отказ в судебной защите нарушенных прав и законных интересов истца. Возможность возложения на ответчика обязанности предоставить гражданину государственную социальную помощь является одним из надлежащих способов защиты нарушенного права и его восстановления.

Таким образом, возложение на межведомственную комиссию при КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии обязанности повторно рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. от 21.03.2023 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает надлежащую защиту нарушенных прав и законных интересов истца, поскольку в данном случае решение суда не привело к восстановлению ее прав.

Вывод суда первой инстанции о том, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей и возлагать на данный орган обязанность по представлению мер социальной поддержки, не соответствует регулирующим спорные правоотношения нормам закона.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21.03.2023 и отказе в удовлетворении искового требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023 подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21.03.2023.

Вынесенные после принятого решения суда первой инстанции заключение межведомственной комиссии и решение КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 11 апреля 2024 года не были предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, вынесены после принятого судом 05.12.2023 года решения, следовательно, на выводы суда не влияют, так как основаниями для отказа в предоставлении социальной помощи, указанные в них выводы, не являлись.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года отменить в части возложения на межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности рассмотреть заявление Сергеевой Е.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 21 марта 2023 года и отказе в удовлетворении искового требования о возложении обязанности на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21 марта 2023 года и вынести в указанной части новое решение.

Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить Сергеевой Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по заявлению от 21 марта 2023 года.

В остальной части решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2023 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

33-876/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеева Елена Александровна
заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
Казенное учреждение Чувашской Республики Центр предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Другие
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
12.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2024Передано в экспедицию
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее