Дело № 2а-243 (2019 г.)
УИД: 58RS0034-01-2019-000422-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года р.п.Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Шемышейского района Пензенской области Аблаева А.В.,
при секретаре Мельниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области к администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности установить дорожные знаки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Синодского сельсовета Шемышейского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установить в соответствии с проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области по ул.Школьной вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Синодское знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторные знаки с табличкой 8.2.1 на протяжении ул.Школьной. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шемышейского района Пензенской области была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Синодское, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район с.Синодское ул.Школьная 4, отсутствуют предусмотренные проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть с.Синодское Шемышейского района дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторные знаки с табличкой 8.2.1 на протяжении ул.Школьной. Данное обстоятельство создает условия для повышения аварийности на дорогах, а также возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ с.Синодское, являющихся участниками дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Аблаев А.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» сформулирована задача по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Пункт 1 статьи 12 этого Федерального закона устанавливает, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как установлено ч.2 ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственное, и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ст.1 Закона Пензенской области от 16 октября 2014 года № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселения Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.5 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные вопросы местного значения закреплены в п.5.1 ч.1.1 ст.4 Устава Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, утвержденного решением комитета местного самоуправления Старояксарского сельсовета Шемышейского района Пензенской области № 293-53/5 от 25 апреля 2011 года.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст.3 данного Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Согласно ст.12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2).
На основании ст.24 названного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п.1).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
В соответствии с ч.3 ст.15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из совокупности приведенных положений законодательства РФ следует, что именно на органы местного самоуправления сельских поселений возложена обязанность по установке дорожных знаков на принадлежащих им дорогах местного значения.
Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства от 07 ноября 2019 года, составленному комиссией в составе помощника прокурора Шемышейского района Аблаева А.В., государственного инспектора по безопасности дорожного движения ОГИБДД Отд МВД России по Шемышейскому району З.А.Н., главы администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Д.О.М., вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с. Синодское, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район с. Синодское ул. Школьная д.4, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторные знаки с табличкой 8.2.1 на протяжении ул. Школьной. Данные дорожные знаки предусмотрены проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть с. Синодское Шемышейского района Пензенской области.
Количество дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией, исходя из Постановления Правительства РФ № 1441 от 04 декабря 1998 года, является одним из показателей, на основании которого осуществляется государственный учет состояния безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 № 1245-ст, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, утвержденным главой администрации Синодского сельсовета Шемышейского района, предусмотрена установка на ул. Школьной в с. Синодское дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторных знаков с табличкой 8.2.1.
Административным ответчиком не оспаривается факт отсутствия вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Синодское предусмотренных проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть с.Синодское Шемышейского района дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторных знаков с табличкой 8.2.1 на протяжении ул. Школьной в с. Синодское Шемышейского района.
Бездействие административного ответчика в сфере безопасности дорожного движения создает условия для повышения аварийности на дорогах населенного пункта, а также возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, являющихся участниками дорожного движения, нарушая при этом интересы неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного возложение на администрацию Синодского сельсовета Шемышейского района ответственности по установке дородных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть с.Синодское Шемышейского района, является обоснованным.
Оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч.2 ст.174, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установке вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Синодское, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район с.Синодское ул.Школьная д.4, дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторных знаков с табличкой 8.2.1.
Обязать администрацию Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в течение тридцати суток со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по установке вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Синодское, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район с.Синодское ул.Школьная д.4, дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» и повторных знаков с табличкой 8.2.1 в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Обязать администрацию Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области сообщить об исполнении настоящего решения суда в Шемышейский районный суд и прокурору Шемышейского района Пензенской области в течение одного месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья: Ю.А. Угрушева
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.