Дело № 2а-1-172/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 марта 2019 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимчук М.В.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области Пьянковой Е.А., действующей на основании доверенности от 9 января 2019 года №,
административного ответчика Трищанович О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области к Трищанович Олегу Васильевичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Орловской области (далее МРИ ФНС № по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Трищанович О.В., в котором просит суд взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам в размере 18 610 рублей 80 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что органами Пенсионного фонда у Трищанович О.В. выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии в размере 18 610 рублей 80 копеек, в связи с этим направлено требование № по состоянию на 10 марта 2016 г.
Требование в установленный срок не было исполнено.
6 июля 2018 г. мировым судьей судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности по страховым взносам, в том числе пени, который определением того же мирового судьи от 20 июля 2018 г. отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам в размере 18 610 рублей 80 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области Пьянкова Е.А. требование о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии в размере 18 610 рублей 80 копеек по требованию № по состоянию на 10 марта 2016 г. поддержала, просила иск удовлетворить.
Определением суда в ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары, Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
В судебном заседании административный ответчик Трищанович О.В. административные исковые требования не признал.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценского районе Орловской области (межрайонное), извещенный надлежащим образом о дате, времени, месте, рассмотрении дела не явился, ходатайств об отложении судебного заседание не представили.
От представителей заинтересованного лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары, Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, представили письменный отзыв на административный иск, указав об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 1 января 2017 г. регулировались положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии со статьёй 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 16).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности (часть 8 статьи 16).
Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена статьей 28 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее-ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В обосновании заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательств у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдения процедуры его взыскания, в том числе расчет по страховым взносам, решение ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требования об уплате.
Из административного искового заявления и приложенных к нему документов следует, что административный ответчик Трищанович О.В. состоял на налоговом учете в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району города Самары в качестве индивидуального предпринимателя с 5 августа 2004 г. по 23 октября 2017 г. и в указанный период поставлен на учет в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в Управлении Пенсионного фонда.
С 17 ноября по 4 декабря 2017 г. состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области.
27 ноября 2017 г. утратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Управлением Пенсионного Фонда в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также пени за 2015 г. Трищанович О.В. было выставлено требование № по состоянию на 10 марта 2016 г. в общем размере 22 832 рубля 76 копеек.
На основании постановления заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары от 13 октября 2016 г. № с Трищанович О.В. взысканы страховые взносы и пени в указанном размере.
27 октября 2016 г. отделом судебных приставов по Промышленному району г. Самары УФССП по Самарской области на основании указанного постановления Управления возбуждено исполнительное производство № о взыскании с Трищанович О.В. задолженности по страховым взносам и пени, которое окончено 30 января 2017 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с невозможностью взыскания, исполнительный документ возвращен взыскателю.
Указанная задолженность взыскана в установленном законом порядке во внесудебном порядке, но не оплачена.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС № по Орловской области, а также в письменных объяснениях представитель заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары подтвердили, что исполнительный документ - постановление Управления № от 13 октября 2016 г. о взыскании страховых взносов и пени с Трищанович О.В. –повторно на исполнение в службу судебных приставов не предъявлялось.
В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Таким образом, у административного истца утрачена возможность предъявления постановления о взыскании страховых взносов с Трищанович О.В. взысканных постановлением Управления Пенсионного фонда № от 13 октября 2016 г.
В связи с указанным, оснований для взыскания с административного ответчика страховых взносов, взысканных вышеуказанным постановлением Управления Пенсионного фонда не имеется, а потому в удовлетворении административного иска о взыскания с должника страховые взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии за 2015 г. в размере 18 610 рублей 80 копеек надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области к Трищанович Олегу Васильевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.А. Волкова