Дело №
У ИД: №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при помощнике Петровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов проживания (работы), назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов проживания (работы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицо подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием права. При этом ответчиком было указано, что такое право у него возникает по достижении 57 лет.
К расчету ответчиком взят период его проживания на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 04 года 08 мес. 06 дней, в то время как он проживал и работал в данной зоне с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 1997 года, то есть более 11 лет.
Считает указанное решение незаконным.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными решение ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> об отказе в назначении ему страховой пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Обязать ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> включить в страховой стаж для назначения пенсии по вышеуказанному основанию период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости с момента наступления такого права ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» произведена замена стороны - Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по <адрес> и <адрес> на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представлявшая его интересы представитель ФИО4 исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> исковые требования не признал, в представленных им письменных возражениях ссылался на законность принятого в отношении истца об отказе в назначении страховой пенсии по старости.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес>) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по ч. 2 ст. 28.1 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением № ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у него такого права, поскольку право на назначение пенсии, предусмотренной Законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 гола и дополнительно на 1 год за период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола у истца возникает по достижении возраста 57 лет.
При этом в подсчет специального стажа ответчиком принят период проживания истца на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 04 года 08 мес. 06 дней, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение (подпункт 6 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как указал Конституционный Суд Федерации в Определении от 11 июля 2006 г. N 403-О, конкретизируя конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Таким образом, исходя из целей Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», названная пенсия по старости на льготных основаниях устанавливается гражданам, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой.
Основополагающим фактом для назначения пенсии по старости гражданам, указанным в пунктах 6 - 11 части первой статьи 13, проживающим (проживавшим) или работающим (работавшим) в зоне радиоактивного загрязнения, с уменьшением возраста в зависимости от факта и продолжительности постоянного проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном статьями 32 - 37 Закона N 1244-1, в соответствии с нормами части второй статьи 28.1 Закона N 1244-1, является факт проживания или работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, продолжительность которого применяется для определения величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на дополнительную величину, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с 26.04.1986 года.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. N 1074. Город Быхов не значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным Постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Однако, согласно ст. 49 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки7кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 г. № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/кв.м (от 5 до 15 Ки/кв.км) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/кв.м (от 0,5 до 2 Ки/кв.км) или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/кв.м (от 0,02 до 0,05 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв.
Таким образом, зона радиоактивного загрязнения на территории Республики Беларусь по своим характеристикам идентична зоне проживания с правом на отселение в Российской Федерации. В законодательстве Республики Беларусь применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст. 7-11 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244- 1, что позволяет сопоставлять зоны на территории Республики Беларусь и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону проживания с правом на отселение по законодательству Республики Беларусь к зоне проживания зона проживания с правом на отселение по законодательству Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцом было представлено удостоверение установленного образца серии АК №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Мытищинским управлением социальной защиты населения Минсоцзащиты МО, как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение - из <адрес> Республики Беларусь. В удостоверении указан период проживания в данной местности: с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 1997 года.
Кроме того, согласно поступившему на запросы ответчика Формуляру о стаже работы ФИО1 осуществлял трудовую деятельность на данной территории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 9 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии основания для включения в страховой стаж ФИО1 периода проживания (работы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания (работы) с правом на отселения и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пп. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, признании периода проживания на территории зоны со льготным социально - экономическим статусом, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> № об отказе в назначении страховой пенсии в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периода проживания (работы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания (работы) с правом на отселения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> включить в страховой стаж ФИО1 период проживания (работы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания (работы) с правом на отселения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии пп. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья КОПИЯ Колесников Д.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года