Дело № 2-1772/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Струковой П.С., секретарь судебного заседания – Гринько Э.Э., с участием представителя истца – Качмар Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенковой Ольги Ильиничны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Моисеенкова О.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на комнату №, расположенную по <адрес> в <адрес>, общей площадью 16,8 кв.м., кадастровый №.
Исковые требования обосновывает тем, что истцу на основании ордера предоставлена для проживания комната № по <адрес>. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ, комната № общей площадью 16,9 кв.м. включена в реестр собственности города. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в реестр собственности города, изменив площадь комнаты № общей площадью 16,9 кв.м. на площадь – 16,8 кв.м. Истец указывает, что, желая реализовать свое право на приватизацию комнаты, она обратилась в Департамент капитального строительства с заявлением о предоставлении соответствующей госуслуги, однако решением Департамента капитального строительства отказано в приватизации комнаты со ссылкой на то, что жилые помещения в общежитие не подлежат приватизации. Истец полагает, что включение комнаты в реестр собственности города свидетельствует о том, что она утратила свой специализированный статус и может быть приватизирована. Указывает также, что здание по <адрес> хоть и поименовано в качестве общежития, таковым не является, ни с фактической (технической), ни с юридической точки зрения, в реестр специализированного жилого фонда не включено; часть помещений в здании по <адрес> приватизировано еще до марта 2014 г., часть - после. Указанное, по мнению истца, исключает возможность квалификации здания в качестве общежития, т.к. в общежитии не может быть помещений, переданных в собственность в порядке приватизации. Ввиду невозможности оформления своих прав на комнату во вне судебного порядка, истец вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя ФИО6, которая требования иска поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Ленинского районного суда в сети «Интернет».
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лег приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Судом установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КП «Жилсервис-15», ФИО2 предоставлена для проживания комната № по <адрес>, площадью 16,9 кв.м.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ, комната № общей площадью 16,9 кв.м. включена в реестр собственности города.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в реестр собственности города, изменив площадь комнаты № общей площадью 16,9 кв.м. на площадь – 16,8 кв.м.
Сведения о комнате № внесены в государственный кадастр недвижимости, присвоен кадастровый №, площадь 16,8 кв.м., правообладатель – субъект РФ – город федерального значения Севастополь.
Таким образом, спорное жилое помещение поставлено на государственный кадастровый учет как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в комнате № по <адрес> зарегистрирован один человек – истец ФИО4
Согласно справке Департамента капитального строительства <адрес>, ФИО2 в период регистрации в городе Севастополе участия в приватизации не принимала.
Согласно справке Администрации Котельниковского сельского поселения <адрес> РК, ФИО2 в период регистрации на территории Котельниковского сельского поселения права на приватизацию не использовала.
Пунктом 15 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)», утверждённого Приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2016, определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
К указанному перечню, кроме прочего, отнесен оригинал и ксерокопия договора социального найма жилого помещения (экземпляр заявителя) или оригинал и ксерокопия ордера на вселение в жилое помещение, занимаемое заявителем.
Таким образом, для приватизации жилья, при наличии ордера, предоставление письменного договора социального найма лицам, указанным в ордере, не требуется, что прямо предусмотрено Административным регламентом.
Указанное подтверждено и правоприменительной практикой ВС РФ, согласно которой, отсутствие заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, не может препятствовать осуществлению прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию.
Судом установлено, что решением Департамента капитального строительства <адрес> истцу отказано в предоставлении государственной услуги по бесплатной передачи в собственность комнаты № по <адрес> в связи с тем, что жилые помещения в общежитии не подлежат приватизации.
Между тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Как установлено судом, спорная комната включена в реестр собственности <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии ст. 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины; правоотношения по пользованию этими жилыми помещениями, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).
При таких обстоятельствах, спорное помещение, предоставленное истцу для проживания до марта 2014 года, не подлежит включению в специализированный жилищный фонд <адрес>, а правоотношения по пользованию истцом этим жилым помещением, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 обращалась в адрес ответчиков с заявлением о принятии решения об изменении статуса дома по <адрес> и помещений, в нем расположенных.
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на текущую дату в Реестре отсутствует информация об объекте недвижимости - здание, расположенном по адресу: <адрес>. Одновременно с этим в Реестре содержатся сведения об объектах недвижимого имущества - помещениях общежития, расположенных в данном здании, в том числе ком. 505, которая закреплена на праве оперативного управления для обеспечения сохранности и обслуживания за Государственным бюджетным учреждением <адрес> "Городская служба жилищного фонда" на основании распоряжения Департамента №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в здании общежития имеются объекты недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право частной собственности. Учитывая вышеизложенное, здание, расположенное по <адрес>, в целом не является собственностью <адрес>.
Согласно ответу Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с распоряжением ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О закреплении недвижимого имущества - жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности <адрес> как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий <адрес>, за Государственным бюджетным учреждением <адрес> «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления», жилой дом, находящееся по адресу <адрес> передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства <адрес>. Учитывая вышеизложенное, Департаментом будет рассмотрен вопрос об исключении из специализированного жилищного фонда, после установления статуса многоквартирного жилого дома за общежитием по <адрес>.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения общежития № по <адрес> собственности <адрес>. В соответствии с п. 4.2 положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>», ДИЗО осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества <адрес>, учет которого осуществляется в Реестре собственности города. Департамент городского хозяйства <адрес> не наделен полномочиями исключения зданий общежитий из специализированного фонда. Учитывая изложенное, рекомендовано обратиться в ДИЗО.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, преобразование нежилого здания (за исключением садового дома) в многоквартирный дом может быть осуществлено в рамках процедуры реконструкции объекта капитального строительства, предусматривающей изменение параметров такого объекта, регламентированной статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С целью выработки единой позиции в отношении изменения статуса общежитий проведено рабочее совещание, по результатам которого Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> правового статуса общежитий на территории <адрес>, в том числе путем их признания многоквартирными жилыми домами. Принимая во внимание сложность реализации указанного механизма преобразования зданий общежитий в многоквартирные дома, требующего значительных финансовых затрат, и учитывая наличие многочисленных перепланировок и переустройств, самовольно выполненных гражданами, а также тот факт, что в общежитиях имеется значительное количество помещений, в отношении которых зарегистрировано право частной собственности, в связи с чем город не является собственником зданий общежитий в целом, массовое изменение статуса общежитий в настоящее время не представляется возможным.
Таким образом, из ответов уполномоченных органов власти следует, что соблюдения требований статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исключения жилых помещений по <адрес> в <адрес> из специализированного жилищного фонда <адрес> невозможно по причинам, которые не зависят как от воли истца, так и ответчиков.
При этом суд учитывает, что принятие или не принятие тех или иных управленческих решений, не может препятствовать гражданам в реализации права на приватизацию жилья, которое в силу ст. 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>», подлежит отнесению к жилому фонду социального найма.
Учитывая изложенное в совокупности, а также факт того, что часть комнат в указанном здании приватизирована и находится в частной собственности, что само по себе свидетельствует о невозможности квалификации здания как общежития, суд находит обоснованными доводы стороны истца о том, что наименование здания в качестве «общежития» без включения его в специализированный жилой фонд, не могут препятствовать истцу в приватизации жилья.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу пункта 5 вышеуказанного постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с пунктом 8 указанного постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец законно вселилась в комнату № по <адрес> до марта 2014 года и в силу положений ст. 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» проживает в ней на условиях социального найма, суд считает исковые требования, заявленные к ответчику Департаменту капитального строительства <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования, заявленные к иным ответчикам, удовлетворению не подлежат, т.к. уполномоченным органом, принимающим решения о распоряжении жилищным фондом <адрес>, осуществляющим приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда <адрес>, является Департамент капитального строительства <адрес> (Постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 840-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства <адрес>").
В силу пункта 3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)», утверждённого Приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2016, государственным органом исполнительной власти <адрес>, предоставляющим государственную услугу, является Департамент капитального строительства <адрес>.
Пунктом 4.1 распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП закреплено, что основной вид деятельности ГБУ «Госжилфонд» является удовлетворение общественных потребностей по управлению и использованию жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> в соответствии с их целевым назначением, с возложением на ГБУ «Госжилфонд» функций заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм следует, что уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации, а, следовательно, единственным надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, является Департамент капитального строительства <адрес>. Закрепление за ГБУ «Госжилфонд» на праве оперативного управления здания общежития, для целей управления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>, не может препятствовать осуществлению гражданами прав на его приватизацию, т.к. в силу ст. 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>», правоотношения по пользованию этими жилыми помещениями, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (социальный наем жилого помещения).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Моисеенковой Ольги Ильиничны к Департаменту капитального строительства города Севастополя - удовлетворить.
Признать за Моисеенковой Ольгой Ильиничной право собственности в порядке приватизации на комнату №, расположенную по <адрес> в <адрес>, общей площадью 16,8 кв.м., кадастровый №.
В удовлетворении иска к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде составлено 25.07.2022.
Судья П.С. Струкова