УИД 22RS0015-01-2021-005365-05
Дело № 2а-3051/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 14 декабря 2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Турлиу К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Андреенков Д.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Андреенков Д.Г., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 38285,69 руб.,; задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 46440 руб., пени в размере 111,46 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 27248,19 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 33009 руб., пени – 79,22 руб.
В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик в 2017-2018 годах являлся собственником транспортных средств, недвижимого имущества и в срок, установленный требованием налогового органа, им не уплачен транспортный налог. Как следствие, образовалась задолженность, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя налогового органа.
Административный ответчик Андреенков Д.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменных возражениях указал на пропуск срока для обращения за судебной защитой.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 1 ст. 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ч. 1 ст. 399 Налогового кодека Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество физических лиц устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частью 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Пункт 1 ст. 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
По сведениям РЭО ГИБДД ОМВД России по АДРЕС следует, что на имя Андреенков Д.Г. в 2017-2018 годах зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль «Мерседес-Бенц ЖЛ500 4матик», государственный регистрационный знак НОМЕР мощность двигателя 387 л.с.
Представленными в материалы административного дела выписками из ЕГРН подтверждается принадлежность административному ответчику в 2017-2018 годах на протяжении 12 месяцев на праве собственности здания с кадастровым номером НОМЕР, расположенную по адресу: АДРЕС.
В судебном заседании установлено, что Андреенков Д.Г. в 2018 году направлено налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА, а также требование НОМЕР по состоянию на 28.01.2019 со сроком исполнения до 25.03.2019, на уплату транспортного налога за 2017 года на легковой автомобиль «Мерседес-Бенц ЖЛ500 4матик», государственный регистрационный знак НОМЕР; налога на имущество за 2017 год на здание с кадастровым номером 22:69:030403:88, расположенное по адресу: АДРЕС. и пени.
Далее, в 2019 году направлено налоговое уведомление НОМЕР от 27.06.2019, а также требование НОМЕР по состоянию на 27.12.2019 со сроком исполнения до 04.02.2020, на уплату транспортного налога за 2018 года на легковой автомобиль «Мерседес-Бенц ЖЛ500 4матик», государственный регистрационный знак НОМЕР налога на имущество за 2018 год на здание с кадастровым номером НОМЕР, расположенное по адресу: АДРЕС. и пени.
Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае в соответствии НК РФ транспортный налог, налог на имущество физически лиц подлежал уплате налогоплательщиком за 2017 год в срок до 03.12.2018. С учетом установленного законом срока уплаты налога, днем выявления недоимки за 2017 год является 03.12.2018. Требованием № 10431 от 28.01.2019 выявлена недоимка, налогоплательщику установлен срок оплаты налогов за 2017 год не позднее 25.03.2019. К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа заявитель мог обратиться до 25.09.2019.
Далее транспортный налог, налог на имущество физически лиц подлежал уплате налогоплательщиком за 2018 год в срок до 02.12.2019. С учетом установленного законом срока уплаты налога, днем выявления недоимки за 2018 год является 02.12.2019. Требованием № 104576 от 27.12.2019 выявлена недоимка, налогоплательщику установлен срок оплаты налогов за 2018 год не позднее 04.02.2020. К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа заявитель мог обратиться до 04.08.2020.
С учетом изложенного, нельзя признать обоснованным направление повторных уведомлений и требований об уплате налогов за 2017, 2018 годы в 2020 году.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для перерасчета налога, в материалах дела не имеется, налоговые уведомления от 28.08.2018, 27.06.2019 и 14.01.2020 имеют тождественные суммы.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа представитель Инспекции обратился ДАТА, т.е. с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока о взыскании задолженности за 2017, 2018 годы Инспекцией не заявлено, наличие причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, таким образом, требования о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы и пени удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Андреенков Д.Г. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья К.Н. Турлиу