Дело № 2-926/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2015 года г.Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дмитренко В.М.,
при секретаре судебного заседания Соломатиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудь ФИО6 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об обязании внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рудь Н.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об обязании внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обосновании своих требований указала, что ей на праве собственности ей принадлежит земельный участок общей площадью 1050 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 12.02.2013г. серии 50 АД №858004.
Министерством экологии и природопользования Московской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, оценка которых производилась 01.01.2013г., согласно которой стоимость её земельного участка составила 2 168 932,50 руб.
В выписке предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.11.2014г. кадастровая стоимость участка, принадлежащего Рудь Н.В. составляет 1 519 192,50 руб.
По заказу истца были выполнены работы по оценки данного земельного участка, стоимость которого, согласно отчета эксперта №14-1022/8-2 ООО «Бюро независимой оценки и экспертизы» от 26.10.2014г., составляет 495 833, 45 руб.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020312:341, площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> состоянию на 01.01.2013г.в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 495 833,45 руб.
Обязать ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по Московской области по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 1050 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов (для дачного строительства), в размере 495 833,45 руб. в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка. (л.д. 5-6)
В судебном заседании истец Рудь Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что все полномочия оценщика подтверждены копиями соответствующих документов, при оценки был использован сравнительный подход, а также оценщик лично выезжал на земельный участок. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, поскольку «Бюро независимой экспертизы производила оценку земельного участка по состоянию на 2014г., учитывая положение земельного участка и сравнивая его стоимость с аналогичными участками. Оценка по заказу Министерства экологии и природопользования производилась по методу статистического моделирования, то есть дистанционно, без выезда на месторасположение земельного участка. Считает оценки проведенную ООО «Бюро независимой оценки и экспертизы» более точной. Просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, в судебное заседание своего представителя не направил, извещен.
В суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями Рудь Н.В. не согласны. Дополнительно сообщают, что в 2013г. на территории Московской области проводились работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в соответствии с положениями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316. перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области формировался по состоянию на 01.01.2013г. земельный участок истца вошел в Перечень объектов оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исполнителем работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. №39. Результаты оценки утверждены органом исполнительной власти Московской области от 26.11.2013г. №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объектов Московской области. Просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 95-97).
Ответчик УФСГРКиК по Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, извещен.
Третье лицо Министерства экологии и природопользования Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, извещен.
Третье лицо представитель Администрации Щёлковского муниципального района Московской областиМО Брагина Д.В. действующая на основании доверенности возражает против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что государственная оценка имеет преимущественный статус перед оценкой, представленной истцом, кроме того сумма налога на земельный участок отчисляется в бюджет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, согласно которого в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен «Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений», кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020312:341, площадью 1050 кв.м. составляет 1 519 192,50 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской от 27.11.2014г., представленной Филиалом ФГБУ «Росреестр» по Московской области (л.д.74).
Решением Совета Депутатов с.п. Огудневское Щелковского муниципального района Московской области от 29 марта 2012 г. № 152 (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района МО от 28.11.2013 № 254), налоговая ставка по земельному налогу для категории земель для дачного строительства составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, являются объектом налогообложения.
Статья 388 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно ст. 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации конституционных прав.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено, что в соответствии с отчетов эксперта № 14-1022/8-2 от 26.10.2014 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020312:341, площадью 1050 кв.м. с 22.10.2014 года составляет 495 833,45 рублей (л.д.7-71).
Суд, оценив представленное отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка пришел к выводу о том, что результаты отчета являются достоверными и актуальными, произведённым в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020312:341, площадью 1050 кв.м. может быть установлена в размере его рыночной стоимости в размере 495 833,45 рублей, определенной на основании названного отчета.
Ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной либо результаты отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства,
Принимая во внимание норму статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяющую, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде, суд считает исковые требования Рудь Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного и руководствуясь, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Рудь ФИО7 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об обязании внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Признать кадастровую стоимость земельного участка №, площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов (для дачного строительства) несоответствующей рыночной стоимости.
Установить с 22.10.2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов (для дачного строительства) равной его рыночной стоимости в размере 495 833, 45 (четыреста девяносто пять тысяч восемьсот тридцать три рубля 45 копеек) рублей.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов (для дачного строительства), принадлежащего Рудь ФИО8 в размере 495 833, 45 (четыреста девяносто пять тысяч восемьсот тридцать три рубля 45 копеек) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд подачей апелляционной жалобы, по составлению мотиврованного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья В.М. Дмитренко
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2015 года.
Судья В.М. Дмитренко