Решение по делу № 33а-8084/2021 от 08.11.2021

Дело № 33а-8084/2021

В суде первой инстанции дело № 2а-4175/2021

УИД 27RS0003-01-2020-004103-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре Джиба С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 22 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам административных ответчиков на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Минобороны России, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в котором, с учетом уточнений, просил обязать Минобороны России в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный № 68), расположенного на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ № 107 от 21.09.2020, а именно, выполнить: ремонт шиферной заменой сгнившей стропильной системы 1685 кв.м., ремонт отмостки 120 кв.м., ремонт штукатурки стен фасада 100 кв.м., восстановление кирпичной кладки 45 кв.м., окрас фасада водоэмульсионной краской 300 кв.м., замена деревянных перекрытий кровли 840 кв.м., замена балок перекрытия 600 кв.м., ремонт бетонных полов 1 513 кв.м., ремонт ворот 10 шт., замена обшивки и утеплительного слоя ворот 20 кв.м., масляной окрас ворот 120 кв.м., ремонт системы отопления 100 п.м., ремонт элеваторного узла 1 шт., смена электропроводки 600 м., смена электрощитов 2 шт., смена светильников 40 шт., монтаж пожарной сигнализации 2 комплекта, смена регистров 15 шт., смена вентилей 20 м.м. – 10 шт. Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража.

В обоснование иска указал, что, согласно приказу Минобороны России от 02.03.2017 г. № 155, полномочия по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Объект федерального недвижимого имущества - здание гаража (инв. № 68) передан в ЖКС № 2 (г. Комсомольск-на-Амуре) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в эксплуатацию и на последних возложена обязанность поддерживать здание гаража в надлежащем техническом состоянии. Согласно акту общего осеннего осмотра № 535 от 07.10.2019; общего весеннего осмотра от 06.04.2020 № 399, здание находится в неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт помещения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 сентября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлено обязать Министерство обороны РФ в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный № 68), расположенного на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» г. Комсомольск-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ № 107 от 21.09.2020. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного года после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража (инвентарный № 68), расположенного на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» г. Комсомольск-на-Амуре.

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с постановленным по делу решением не согласился, просит его отменить в части удовлетворенных требований в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как незаконное и необоснованное, принять новое решение. Указывает, что спорное здание гаража в оперативное управление Учреждением не принималось, в безвозмездное пользование не предоставлялось, здание передано Учреждению в эксплуатацию, балансодержателем является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, собственником – Минобороны России. Учреждением проведена работа по включению здания гаража в заявочный план капитального ремонта на 2021 год и направлены в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей для согласования. Осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил РФ в обязанности Учреждения не входит. Выполнение указанных в решении работ является государственной нуждой, в связи с чем, данные работы должны закупаться с соблюдение норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае возложения обязанности на Учреждение по проведению ремонта будет нарушена процедура конкурентных мероприятий.

В апелляционной жалобе представитель Минобороны России с постановленным по делу решением не согласился, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований к Минобороны России. Указывает, что суд первой инстанции не сослался на нормативные правовые акты при принятии решения об удовлетворении требований в отношении Минобороны России. Минобороны России самостоятельно решает вопросы по формированию государственного заказа и обеспечения его финансирования. Понуждение к формированию государственного задания, а также к выделению лимитов бюджетного финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Вооруженных Сил РФ, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает принцип разделения властей. Возложенная на Минобороны России обязанность является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя Минобороны России представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, сославшись на доводы своей апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение суда в части удовлетворенных требований в отношении Минобороны России оставить без изменения.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчиков военный прокурор просит обжалуемое решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Минобороны России Гончар Н.С., представитель административного ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Евдокимов А.О. доводы апелляционных жалоб поддержали, просили их удовлетворить.

Помощник военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре Сигаев М.А. решение суда полагал законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления уведомлен надлежащим образом.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания гаража (инв. № 68), военного городка «Комсомольск-1 зак» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Согласно пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно приказу Министерства обороны РФ № 155 от 02.03.2017, полномочия по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

В соответствии с п. 3 данного приказа, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной финансовый год.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приступило к исполнению обязанностей по содержанию (эксплуатации) объектов военной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации с 01.04.2017.

В соответствии с пунктом 21 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (с учетом изменений в редакции от 30.07.2018) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.

Объект федерального недвижимого имущества - здание гаража (инв. № 68) передано в ЖКС № 2 (г. Комсомольск-на-Амуре) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в эксплуатацию (акт о приеме-передаче здания в эксплуатацию от 31.05.2019 №4/1а).

Согласно акту общего весеннего осмотра имущественного комплекса военного городка «Комсомольск-1 зак.» здания гаража (инв. № 68) от 06.04.2020 № 399, состояние фундаментов неудовлетворительное, неравномерная осадка бетонных фундаментов, необходим ремонт бетонной отмостки (120 кв.м); кладка несущих стен по всей высоте здания имеет трещины, кирпичная кладка в местах опирания балок перекрытия разрушена, необходим ремонт (145 кв. м); необходим ремонт штукатурки стен фасада (100 кв.м), окраска стен (300 кв. м), кровля разрушена, необходим ремонт (1685 кв. м); деревянные перекрытия нуждаются в утеплении, металлические балки покрыты коррозией, имеются прогибы, деревянный настил поражен гнилью 840 кв. м, провисает в боксе № 4, в боксах №№ 8, 9, 9а перекрытие частично обрушено, деревянный настил по деревянным прогонам полностью поражен гнилью, местами обрушен, необходим ремонт (600 кв. м); необходим ремонт бетонных полов (11513 кв. м ); необходим ремонт ворот (выравнивание по вертикали - 10 шт.), замена обшивки с заменой утеплительного слоя 150 кв. м), окраска ворот (120 кв. м); необходим ремонт системы отопления (100 кв. м.), смена регистров (15 шт.), смена вентилей ф 20 мм (10 шт.); электрооборудование в неудовлетворительном состоянии, необходима замена электропроводки АВВГ 2x2,5 (600 м.), электрощитов (2 шт.), светильников (40 шт.); требуется монтаж 2-х комплектов охранно-пожарной сигнализации, молниезащиты и вентиляции.

Актом общего осеннего осмотра объекта имущественного комплекса № 106 от 18.09.2020 – гаража (инв. 68) установлено, что фундамент здания имеет просадку оснований, разрушение бетона, разрушение отмостки; по всей высоте здания гаража имеются трещины в несущих стенах, кирпичная кладка местами разрушена; перегородки здания отсутствуют; требуется ремонт штукатурки стен фасада, шиферная кровля в разрушенном состоянии, требуется смена деревянных перекрытий, металлические рельсы поражены коррозией, бетонные полы просели местами, имеются выбоины; требуется ремонт ворот; требуется ремонт системы отопления, смена 15 регистров; отсутствует система ГВС, ХВС, канализация, вентиляция; требуется замена электрической проводки, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что здание гаража находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт.

Указанное здание гаража (инв. № 68) относится к государственному жилищному фонту Российской Федерации, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное здание не соответствует требованиям действующего законодательства, что представляет угрозу для жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала МО РФ, находящегося в нем, в связи с чем, нуждается в проведении капитального ремонта.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит верными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.

Поскольку вследствие выявленных прокурором нарушений требований действующего законодательства ущемляются права неопределенного круга лиц – военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, работающих в указанном здании, на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья заявленные прокурором исковые требования являются правомерными.

Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом его финансовой деятельности. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год; средств федерального бюджета (субсидии) на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ; средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим Уставом; средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу приведенных положений Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ данное учреждение вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность исключительно в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом его финансовой деятельности в пределах средств федерального бюджета, выделенных с учетом государственного задания на очередной финансовый год.

Министерство обороны Российской Федерации, как орган собственника указанного имущества, переданного ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ, несет бремя его содержания.

Данных о том, что собственник выделил средства на выполнение работ по ремонту своего имущества либо доказательств того, что имущество находится в состоянии, позволяющим использовать его по назначению без угрозы безопасности жизни и здоровья военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, работающих в указанном здании хранилища, ответчиками не представлено.

Наличие выявленных прокурором нарушений закона и необходимость проведения ремонта здания ответчиками не оспаривались.

Судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств не имеется.

Изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:
Судьи:

33а-8084/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
Минобороны России
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Другие
Департамент Строительства Минобороны РОссии
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Карбовский Сергей Рудольфович
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
09.11.2021Передача дела судье
22.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Передано в экспедицию
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее