Судья: Сорокина О.А. Гр.д. № 33-9133/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Подольской А.А.
Судей: Пискуновой М.В., Мартемьяновой С.В.
при секретаре – Салихове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 02 июля 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации городского округа Сызрань об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнению судебного решения от 19.07.2012 г. по делу № г. по иску прокурора города Сызрани к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении Н.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.о. Сызрань Самарской области обратилась в суд с иском к Межрайонному подразделению судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указала, что 13.02.2014 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области возбуждено исполнительное производство на предмет взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с неисполнением истцом в установленный срок в добровольном порядке требований исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № <данные изъяты>, выданного на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от 19.07.2012 г., которым на Администрацию г.о. Сызрань Самарской области возложена обязанность предоставить Н.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций местным бюджетам, и вступившего в законную силу 17.09.2012 г.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, а также на наличие объективных и не зависящих от воли Администрации г.о. Сызрань Самарской области причин, препятствующих своевременному исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от 19.07.2012 г. истец просил суд освободить Администрацию г.о. Сызрань Самарской области от взыскания исполнительского сбора.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Администрация г.о. Сызрань Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку Администрацией г.о. Сызрань Самарской области были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. При этом истец не уклонялся от его исполнения, в то время как задержка исполнения была вызвана отсутствием у Администрации г.о. Сызрань Самарской области средств бюджета Самарской области, за счет которых должно было быть проведено исполнение, что исключало возможность своевременно предоставить Н.Е.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения и, следовательно, исключает вину истца в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
В заседании судебной коллегии стороны не явились, извещались надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как следует из ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного выше, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции действующей на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.05.2013 г.) исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 19.07.2012 г., вступившем в законную силу 17.09.2012 г., на Администрацию г.о. Сызрань Самарской области возложена обязанность предоставить Н.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций местным бюджетам.
На основании указанного выше решения был выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № <данные изъяты>, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани – Х.Р.Х. в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области возбудила исполнительное производство № <данные изъяты>, в рамках которого в адрес должника неоднократно направлялись требования об исполнении указанного выше исполнительного документа.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от 15.02.2013 г. заявление Администрации г.о. Сызрань Самарской области об отсрочке исполнения указанного выше решения суда, было оставлено без удовлетворения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани – П.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации г.о. Сызрань Самарской области в связи с неисполнением указанного выше исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей (л.д. <данные изъяты>).
Как следует из копии постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Н.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилого помещения (л.д. <данные изъяты>), в связи с чем постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани – П.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № было окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного подразделения судебных приставов г. Сызрани – К.Т.А. в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области было возбуждено исполнительное производство на предмет взыскания указанного выше исполнительского сбора в размере 5000 рублей (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, при вынесении решения суд верно руководствовался положениями законодательством об исполнительном производстве и пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, Администрацией г.о. Сызрань Самарской области суду представлены не были. Как и отсутствуют в материалах дела сведения о влиянии на ход исполнительного производства чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрация г.о. Сызрань Самарской области не может в данном случае признаваться невиновной при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Доказательства принятия истцом всех мер для надлежащего исполнения обязательства в судебное заседание представлены не были, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном, судебная коллегия признает не убедительными и голословными.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами апелляционной жалобы в той ее части, в которой Администрация г.о. Сызрань Самарской области указывает на то? что уважительной причиной неисполнения в установленный срок исполнительного документа послужило отсутствие у Администрации г.о. Сызрань Самарской области средств бюджета Самарской области за счет которых должно было быть проведено исполнение, что исключало возможность своевременно предоставить Н.Е.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения, и в свою очередь исключало вину истца в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, поскольку как верно отметил суд первой инстанции отсутствие финансирования само по себе нельзя расценивать как принятие Администрацией г.о. Сызрань Самарской области всех мер для надлежащего исполнения решения суда. Положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 20.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" предусмотрено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области.
Кроме того потребность должника в денежных средствах была ему известна заблаговременно, однако требования исполнительного документа тем не менее длительное время не исполнялись.
В связи с чем обстоятельства, на которые указывала Администрация г.о. Сызрань Самарской области в обоснование необходимости освобождения ее от взыскания исполнительского сбора к числу обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не относятся и в связи с чем не могут служить основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в иске Администрации г.о. Сызрань Самарской области к Межрайонному подразделению судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора, является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань Самарской области доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 02 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий -
Судьи: