дело № 3а-47/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
06 февраля 2019 года город Казань
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рбрагимова Р .РЎ. РїСЂРё секретаре судебного заседания Ушакове Рљ.Рќ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению общества СЃ ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» Рє Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
общество с ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; административные офисы: помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты наружной рекламы и информации на зданиях) площадью 4479 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив <адрес> <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; административные офисы: помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты наружной рекламы и информации на зданиях) площадью 7555 квадратных метров, с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на <дата> составляет 32025267 рублей 25 копеек и 18986257 рублей 05 копеек. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 18477 700 рублей и 10954 500 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, поступило ходатайство об уточнении требований, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан административные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Как видно из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» на праве собственности принадлежат - земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; административные офисы: помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты наружной рекламы и информации на зданиях) площадью 4479 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; административные офисы: помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты наружной рекламы и информации на зданиях) площадью 7555 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12-15).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... внесена в государственный кадастр недвижимости (с 1 января 2017 года – Единый государственный реестр недвижимости) 20 июля 2018 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного постановления по состоянию на 20 июля 2018 года в размере 32025267 рублей 25 копеек и 18986257 рублей 05 копеек.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
Р’ подтверждение СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ общество СЃ ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» представило отчет в„– 188-18 РѕС‚ 25 августа 2018 РіРѕРґР° составленный Р¤РРћ6В», согласно которому рыночная стоимость земельных участков РїРѕ состоянию РЅР° 20 июля 2018 РіРѕРґР° составили 18477 700 рублей Рё 10954 500 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует РёР· заключения эксперта Р¤РРћ4 общества СЃ ограниченной ответственностью «ФРРћ7В» в„–.... РѕС‚ 27 декабря 2018, вышеназванный отчет соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности. Отвечая РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков СЃ кадастровыми номерами .... РїРѕ состоянию РЅР° 20 июля 2018 РіРѕРґР° РІ размере 15601075 рублей Рё 10041918 рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности, оснований сомневаться РІ достоверности заключения эксперта Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.
Доводы представителя административного ответчика о несоответствии заключения эксперта требованиям законодательства и о недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости земельных участков основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административным ответчиком не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
Ходатайств о назначении по делу повторной судебной экспертизы не поступило.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом даты подачи обществом с ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 28 сентября 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 20 июля 2018 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
РЕШРР›:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ССП ТЕХНОСТРОЙ» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; административные офисы: помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты наружной рекламы и информации на зданиях), расположенных по адресу: <адрес>, жилой массив <адрес>, <адрес>:
- площадью 4479 квадратных метров, с кадастровым номером ...., указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 20 июля 2018 года в размере 10041918 рублей:
- площадью 7555 квадратных метров, с кадастровым номером ...., указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 20 июля 2018 года в размере 15601075 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 20 июля 2018 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ.
Справка: решение принято в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ.