Дело №2-2380/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.,
при секретаре: Арбузовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Равковской Ирины Вячеславовны к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о признании права на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств субъекта РФ, понуждении к обеспечению лекарственными препаратами,
установил:
Равковская И.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о признании права на обеспечение лекарственными препаратами «<данные изъяты> за счет средств субъекта РФ – Смоленской области, возложении на ответчика обязанности по обеспечению рекомендованными врачебной комиссией по пожизненным показаниям лекарственными препаратами: для самостоятельного введения в домашних условиях <данные изъяты> раствор для подкожного введения <данные изъяты> мг/мл шприц № в количестве 4 упаковки в месяц, на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> упаковок для купирования жизнеугрожающих состояний, на <данные изъяты> месяцев – <данные изъяты> упаковок; <данные изъяты> для приготовления раствора для введения в условиях стационара <данные изъяты> флакона перед оперативным вмешательством; взыскании госпошлины в размере 600 руб., указав в обоснование иска, что страдает редким врожденным заболеванием «<данные изъяты> включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 "О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента", внесена в специальный регистр лиц и должна быть обеспечена согласно медицинских заключений лекарственными препаратами «<данные изъяты> флакона перед оперативным вмешательством. Однако в общей сложности в ДД.ММ.ГГГГ получила <данные изъяты> шприц-ручек препарата <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что по жизненным показаниям в домашних условиях при первых признаках развития отека показано введение препарата «<данные изъяты> подкожно; при обращении в Консультативно-диагностическую поликлинику №1 за выпиской рецепта, ей было отказано в получении необходимого количества препарата по причине отсутствия препарата в аптеке, что нарушает ее право на охрану здоровья, создает опасность для жизни.
Истец, ее представитель Ушанков И.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец не была в полном объеме обеспечена препаратом «<данные изъяты>), и не обеспечена вообще препаратом <данные изъяты> тогда как есть необходимость проведения санации ротовой полости.
Представитель Департаменту Смоленской области по здравоохранению Павленко Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на обеспечение истца препаратом «<данные изъяты> в полном объеме по предоставленным рецептам и отсутствие оснований для обеспечения истца препаратом <данные изъяты> поскольку данный препарат может применяться только в стационаре и обеспечение данным препаратом осуществляется в рамках ОМС.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях на иск указал на то, что обеспечение истца лекарственными препаратами «<данные изъяты> должно быть осуществлено Департаментом Смоленской области по здравоохранению в рамках реализации его полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Представители Департамента бюджета и финансов Смоленской области, ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №1» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч.15 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.9 ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч.1 ст.44 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительством Российской Федерации от 26.04.2012 №403, включает заболевание «дефект в системе комплемента (код заболевания D84.1) (п.6).
В соответствии с разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 078.12.2019 №1610, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 №2299.
В силу положений п.11 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 №114-з «О здравоохранении в Смоленской области» Департамент Смоленской области по здравоохранению организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона №323-ФЗ.
По делу установлено, что Равковская И.В. имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание «<данные изъяты>, включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 "О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"; внесена в специальный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента; с ДД.ММ.ГГГГ. является инвалидом <данные изъяты> группы.
Стандарт медицинской помощи при указанном заболевании истца в настоящее время не разработан.
Как следует из заключения <данные изъяты> наследственный ангионевротический отек является первичным иммунодефицитом, клинически проявляется отеками, часто жизнеугрожающих локализаций. Поскольку отек вызван брадикинином, кортикостероидные и антигистаминные препараты неэффективны. Для купирования отека могут быть использованы только специфические препараты: <данные изъяты> при первых признаках развития отека. Истцу рекомендовано наблюдение педиатра, иммунолога по месту жительства; по жизненным показаниям для самостоятельного использования в домашних условиях в данной ситуации показано введение <данные изъяты> При неэффективности первого введения повторить подкожную инъекцию через <данные изъяты> часов. Учитывая частоту возникновения отеков, пациенту необходимо иметь при себе не менее <данные изъяты> При подготовке к оперативным вмешательствам показано использование в качестве премедикации концентрата <данные изъяты> менее чем за <данные изъяты> ч. перед процедурой в условиях стационара. Также использование данного препарата показано накануне медицинских, стоматологических манипуляций (в том числе и малых). Учитывая выраженность болевого синдрома, частоту отеков, возраст пациентки, рассмотреть вопрос о длительной профилактике – предпочтительно препаратом <данные изъяты> в неделю длительно. Технике самостоятельного введения <данные изъяты> обучена (л.д.<данные изъяты>).
Согласно протокола № заседания врачебной комиссии ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №1» от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнений от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № заседания врачебной комиссии) комиссией, учитывая врождённое хроническое заболевание истца, включенное в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, клинико-лабораторные данных (частые рецидивирующие отеки лица, кожи туловища и конечностей, молодой возраст, абдоминальный синдром, снижение компонентов комплемента в крови - <данные изъяты> количественного и функционального <данные изъяты>, рекомендации <данные изъяты> принято решение ходатайствовать перед Департаментом Смоленской области по здравоохранению о возможности обеспечения истца лекарственными препаратами, не включенными в перечень для применения в случае жизнеугрожающих состояний, а также возможность длительной профилактики препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям рекомендованы следующие препараты: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Равковская И.В. как страдающая редким (орфанным) заболеванием - <данные изъяты> обращалась в ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №1» за выдачей рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты> в объемах и количестве, рекомендованном согласно выписок из медицинской документации, консультационных заключений и/или врачебной комиссией (л.д.<данные изъяты>), в ответ на которое Департамент письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что лекарственные препараты с международным непатентованным наименованием <данные изъяты> не включены в Перечень лекарственных препаратов для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р. Вопрос обеспечения лекарственным препаратом <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета, и принято положительное решение. Приобретение дорогостоящего препарата, не включенного в перечень, требует дополнительного финансового обеспечения. По вопросу обеспечения лекарственным препаратом «<данные изъяты> сообщил, что при оказании гражданам специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной в стационарных условиях, обеспечение пациентов необходимыми лекарственными препаратами осуществляется за счет лечебного учреждения, в котором находится пациент, в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (л.д.<данные изъяты>).
Аналогичный ответ был дан ДД.ММ.ГГГГ на обращение <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>).
По делу видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец обеспечивалась рекомендованным лекарственным препаратом <данные изъяты> выпускаемым в форме шприц-ручки в следующем количестве: в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> шприц-ручек, в ДД.ММ.ГГГГ – по <данные изъяты> шприц-ручки, в ДД.ММ.ГГГГ- по <данные изъяты> шприц-ручки, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> шприц-ручки, в ДД.ММ.ГГГГ – по <данные изъяты> шприц-ручки по выданным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ; рецепты на лекарственный препарат <данные изъяты> истцу не выдавались и данным лекарственным препаратом она ни разу не обеспечивалась, что ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Таким образом, исходя из потребности <данные изъяты> шприц-ручки в ДД.ММ.ГГГГ истец лекарственным препаратом <данные изъяты> в полном объеме по жизненным показаниям не была обеспечена, а вопрос по обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты>, несмотря на медицинское заключение врачебной комиссии ответчиком не решен до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что по жизненным показаниям с учетом решений врачебной комиссии медицинской организации истец нуждается в лекарственных препаратах «<данные изъяты> в дозе, рекомендованной медицинской организацией, в связи с чем, исходя из норм вышеуказанного действующего законодательства, у нее возникло право на обеспечение данными препаратами за счет средств субъекта РФ – Смоленской области.
Исходя из потребности <данные изъяты> шприц-ручки в ДД.ММ.ГГГГ истец лекарственным препаратом <данные изъяты> в полном объеме по жизненным показаниям не была обеспечена, а вопрос по обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты>, несмотря на медицинское заключение врачебной комиссии ответчиком не решен до настоящего времени, ввиду чего суд возлагает на Департамент Смоленской области по здравоохранению обязанность по обеспечению Равковской И.В. лекарственными препаратами <данные изъяты>
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Не обеспечение истца по жизненным показаниям с учетом решений врачебной комиссии медицинской организации названными лекарственными препаратами нарушает ее фундаментальное право на жизнь и здоровье.
Доводы представителя ответчика об обеспечении истца препаратом <данные изъяты> в полном объеме по предоставленным рецептам суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными им же в материалы дела документами, а доводы об отсутствии оснований для обеспечения истца препаратом <данные изъяты> т.к. данный препарат может применяться только в стационаре и обеспечение данным препаратом осуществляется в рамках ОМС, судом во внимание не принимаются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку вышеуказанные лекарственные препараты необходимы истцу по жизненным показаниям, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению в части обеспечения лекарственными препаратами.
По правилам ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит также взысканию госпошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать за Равковской Ириной Вячеславовной право на обеспечение за счет средств субъекта РФ – Смоленской области лекарственными препаратами <данные изъяты>
Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению обеспечить Равковскую Ирину Вячеславовну лекарственными препаратами «<данные изъяты>
Взыскать с Департамента Смоленской области по здравоохранению в пользу Равковской Ирины Вячеславовны расходы по госпошлине 600 рублей
Решение в части обеспечения Равковской Ирины Вячеславовны лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий: Н.Г.Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 04.06.2021
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>