Решение по делу № 3а-686/2021 от 23.12.2020

Дело № 3а- 686/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Брянск     7 июня 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда     Бобылевой Л.Н.

при секретаре     Шалатоновой Т.С.,

с участием представителя административного истца Ерохиной Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емельяненко Марины Васильевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Емельяненко М.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляла 12 959 168,53 руб., что не соответствует его рыночной стоимости и влечет нарушение ее прав как плательщика налога.

По указанным основаниям, с учетом уточнения иска просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 3 014 000 руб. по состоянию на 1 марта 2019 года на период по 31 декабря 2019 года.

В обоснование заявленного требования истец представила отчет об оценке ИП Кулина Э.В. от 15 декабря 2020 года № 299.

В судебном заседании представитель административного истца Ерохина Г. поддержала заявленное требование по основаниям изложенным в иске, пояснив, что указанный земельный участок площадью 3 619 кв.м, образован в результате раздела и поставлен на кадастровый учет 1 марта 2019 года с определением кадастровой стоимости в размере 12 959 168,53 руб., что не соответствует его рыночной стоимости и влечет нарушение прав истца в связи с исчислением земельного налога за 2019 год от оспариваемой кадастровой стоимости. Учитывая предусмотренную законом возможность зачета или возврата излишне уплаченного налога, у Емельяненко М.В. сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Брянской области в судебное заседание не явился, представив ранее возражения на иск, в котором просит в удовлетворении заявленного требования отказать, мотивируя тем, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и за истцом не сохраняется право на ее применение. Кроме того, полагает, что Учреждения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость была определена с учетом удельных показателей, утвержденных управлением имущественных отношений Брянской области.

Представитель управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва на иск следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, считая Управление ненадлежащим ответчиком по делу, указав при этом, что заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.

Представитель управления имущественных отношений Брянской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель администрации Унечского района Брянской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении иска, так как значительное уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение уровня доходов местного бюджета.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия ходатайств об отложении рассмотрения дела, в соответствии с ч. 2 ст. 150, ч.4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Емельяненко М.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, который образован при разделе земельного участка с кадастровым номером

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 марта 2019 года.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была рассчитана на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" в соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1886 « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области».

Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости утверждены актом от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Брянской области.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 марта 2019 года была определена в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости размер кадастровой стоимости по состоянию на 1 марта 2019 года составляет 12 959 168.53 руб.

Поскольку в данном случае оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, суд с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 12 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, находит необоснованными доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области», который вступил в силу с 1 января 2020 года.

Материалами дела установлено, что 18 марта 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости на основании акта ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», дата определения -25 марта 2019 года, дата начала применения 01 января 2020 года и согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости размер кадастровой стоимости составляет 4 142 740,23 руб.

В настоящее время земельный участок имеет статус « архивный», так как снят с государственного кадастрового учета 12 марта 2020 года в вязи с образованием других земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ), ст. 24.18, абзац пятый ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Емельяненко М.В., являясь собственником земельного участка, в силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком земельного налога. По общему правилу, предусмотренному статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база земельных участков определяется исходя из кадастровой стоимости.

Как следует из налогового уведомления от 1 сентября 2020 года Емельяненко М.В. произведен расчет земельного налога на спорный объект недвижимости за 2019 год исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости 12 959 168 руб.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Соответственно архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости затрагивает права Емельяненко М.В., и она по настоящее время сохраняет право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости.

Разрешая заявленное требование об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, суд приходит к следующему.

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Согласно ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости представила отчет об оценке ИП Кулина Э.В. от 15 декабря 2020 года № 299, из которого следует, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости составляет 3 014 000 руб. по состоянию на 1 марта 2019 года.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Брянский Оценщик», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта.

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский Оценщик» от 17 мая 2021 года № 36 отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представленный административным истцом, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование.

Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, оценщиком проанализирован рынок объекта оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.

Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной рыночной стоимости в размере 3 014 000 руб. по состоянию на 1 марта 2019 года.

Сведения о кадастровой стоимости в размере указанной рыночной стоимости определенной по состоянию на 1 марта 2019 года подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период по 31 декабря 2019 года, учитывая, что в Единый государственный реестр недвижимости были внесены новые сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, подлежащие применению с 1 января 2020 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для иных установленных законодательством целей, а в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд, то датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости административного истца следует считать 18 декабря 2020 года.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Емельяненко Марины Васильевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка площадью 3 619 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 3014000 руб. по состоянию на 1 марта 2019 года, подлежащую применению на период с 1 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 18 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2021 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева

3а-686/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емельяненко Марина Васильевна
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Управление Росреестра по Брянской области
администрация Унечского района Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Бобылева Любовь Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Подготовка дела (собеседование)
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
27.05.2021Производство по делу возобновлено
07.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее