Дело № 2а-204/2020; УИД 42RS0010-01-2019-002931-56
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – Дягилевой И.Н.,
при секретаре – Стучилиной Е.А.,
с участием представителя административных ответчиков –
Жиляевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
«20» января 2020 года
административное дело по административному иску Томилова Давида Андреевича к Призывной комиссии Военного комиссариата города Киселёвск Кемеровской области, Федеральному казённому учреждению Военный комиссариат Кемеровской области, Военному комиссариату г. Прокопьевска и Прокопьевского района об оспаривании решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Томилов Д.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Военного комиссариата города Киселёвск Кемеровской области об оспаривании решения призывной комиссии.
Требование мотивировано тем, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Киселевск Кемеровской области.
Решением призывной комиссии Военного комиссариата города Киселевск Кемеровской области он был признан годным к военной службе.
Данное решение он обжаловал в Военный комиссариат Кемеровской области, однако так и не был вызван на контрольное медицинское освидетельствование в Военный комиссариат Кемеровской области.
Оспариваемое решение призывной комиссии Военного комиссариата города Киселевск Кемеровской области нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих. данные правоотношения, при принятии решения, нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.
Данное решение призывной комиссии административный истец считает незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663).
Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва по состоянию здоровья (Приложение N 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168).
Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565).
В медицинской документации Томилова Д.А. имеются доказательства наличия у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву: <данные изъяты>
Данное заболевание соответствует статье 62 п. «г» Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, в соответствии с которой ему должна быть определена категория годности к военной службе – «В - ограниченно годен к военной службе», и в соответствии с п.п. "а" п.1 ст.23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
Таким образом, призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, не были изучены имеющиеся у административного истца медицинские документы, не были учтены данные по имеющемся у него заболеваниям, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношение него категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Просит признать незаконным и необоснованным решение призывной комиссии Военного комиссариата города Киселевск Кемеровской области о признании его годным к военной службе.
Определением от 26.12.2019г. к участию в деле были привлечены административные соответчики Федеральное казённое учреждение Военный комиссариат Кемеровской области, Военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района.
Административный истец Томилов Д.А. о времени и месте настоящего судебного заседания извещён надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель административных ответчиков ФКУ Военный комиссариат Кемеровской области, Военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района Жиляева С.Н. против удовлетворения требований Томилова Д.А. возражала, считает решение призывной комиссии законным и обоснованным, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Также пояснила, что Призывная комиссия не является постоянно действующим органом, она формируется только во время осуществления призыва на военную службу, и в настоящее время её не существует.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, а также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (п. 1 ст.1).
Прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п.1); в то же время не подлежат призыву на военную службу граждане, освобожденные от такого призыва в соответствии с данным Федеральным законом (п. 2).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пп. «а» п. 1); граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (п. 4).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в состав призывной комиссии включаются:
- по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
- должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
- секретарь комиссии;
- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;
- представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
О призыве на военную службу,
О направлении на альтернативную гражданскую службу,
О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, Об освобождении от призыва на военную службу,
О зачислении в запас,
Об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»),
В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для про ведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (п.5 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.l998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Аналогичные требования содержатся в п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, а именно: в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принято го по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Также, согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии али военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Таким образом, решение о категории годности гражданина к военной службе и, соответственно, о призыве на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас в рамках мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу правомочна принимать только призывная комиссия на основании установленной медицинской комиссией категории годности к военной службе. При этом, врачи проводят изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на текущий момент, с учетом предоставленных результатов проведенных обследований в лечебных учреждениях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности и с вынесением письменного заключения о категории годности к военной службе, руководствуясь приложением (расписания болезней) к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Представителем административного ответчика суду была предоставлена надлежаще заверенная копия личного дела призывника – административного истца Томилова Д.А.
Из неё усматривается, что Томилов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на первичный воинский учёт военным комиссариатом (города Киселевск Кемеровской области) ДД.ММ.ГГГГ.
При первоначальной постановке на воинский учет категория годности Томилова Д.А. к вoeнной службе – Б-4 – годен с незначительными ограничениями, диагноз - <данные изъяты>
В последующем Томилов Д.А. проходил медицинское освидетельствование для получения отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением, 27.04.2017 года – категория годности к военной службе – Б-3 – годен с незначительными ограничениями, диагноз: - <данные изъяты>
Томилову Д.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением до 30.06.2019 года.
21.10.2019 года, по окончании права на отсрочку, Томилов Д.А. вновь проходил медицинское освидетельствование при решении вопроса о призыве на военную службу.
В ходе медицинского освидетельствования у Томилова Д.А. были выявлены проявления <данные изъяты>, в связи с чем он был направлен на медицинское обследование. Также Томилов Д.А. был направлен на медицинское обследование по диагнозу: <данные изъяты>.
Согласно медицинскому заключению ГБУЗ КО Киселевская городская больница № от 22.10.2019 года, у Томилова Д.А. диагностировано заболевание: <данные изъяты>
В соответствии с заключением ГБУЗ КО «ОККВД» от 22.10.2019 года, Томилов Д.А. здоров, отсутствуют клинические проявления заболевания.
07.11.2019 года Томилов Д.А. вновь направлен на повторное медицинское обследование в ГБУЗ КО «ОККВД». Согласно медицинскому заключению № от 14.11.2019 года, у административного истца диагностировано: <данные изъяты>
Кроме того, у Томилова Д.А. было выявлено заболевание: <данные изъяты> категория годности к военной службе – Б-4 – годен с незначительными ограничениями.
На основании проведенного медицинского освидетельствования и медицинских обследований, заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, Томилову Д.А. определена категория годности к военной службе – Б-4 – годен с незначительными ограничениями.
Указанное заключение о категории годности к военной службе было вынесено на основании проведенных медицинского освидетельствования и медицинских обследований, с учетом всех представленных на момент освидетельствования медицинских документов.
Призывной комиссией Киселевского городского округа в отношении Томилова Д.А. было принято решение № от 26.11.2019 года о призыве на военную службу.
Сведения о том, что у Томилова Д.А. имеются заболевания, влекущие признание его ограничено годным к военной службе, в личном деле призывника отсутствуют и в ходе освидетельствования и медицинского обследования не установлены.
Довод административного истца о том, что у него имеется заболевание <данные изъяты>, в силу которого он должен быть признан ограниченно годным к военной службе, суд находит несостоятельным.
Так <данные изъяты>
<данные изъяты>
Как следует из медицинского заключения № от 14.11.2019 года, у Томилова Д.А. имеется: <данные изъяты>. Таким образом, у Томилова Д.А. имеется <данные изъяты>, что не соответствует требованию <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В обоснование своих доводов, административный истец представил незаверенную ксерокопию выписки из амбулаторной карты, согласно которой у него имеется заболевание: <данные изъяты> (л.д. 6).
Поскольку подлинник выписки Томиловым Д.А. суду не представлен, в судебное заседание административный истец не явился, данная ксерокопия не является допустимым доказательством.
Таким образом, решение о категории годности Томилова Д.А. к военной службе и, соответственно, о призыве на военную службу, принято медицинской и призывной комиссиями по итогам медицинского освидетельствования, в том числе на основании представленного медицинского заключения, результатов обследований.
Оспариваемое решение Призывной комиссии Военного комиссариата города Киселёвск Кемеровской области полностью соответствует закону и не нарушает прав административного истца.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований Томилова Д.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.02.2020░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░