УИД 32RS0027-01-2020-008002-19
Дело № 2-3737/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего С.В. Степониной,
при секретаре А.С. Иванушко,
с участием представителя истца Шелаховой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Брянска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, МУП «Брянское троллейбусное управление» об обязании привести контактные сети в соответствие требованиям действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Брянска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что проведенной проверкой органами прокуратуры города Брянск выявлены нарушения безопасной эксплуатации опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска. Установлено, что по состоянию на 01.11.2019 на балансе МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска находятся 3877 опор, из них 423 опоры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: 133 единицы имеют значительные трещины, коррозию арматуры, сколы бетона, значительный ненормативный износ и требуют первоочередной замены при составлении графика замены опор; 290 единиц имеют трещины, сколы бетона, разрушения в различных частях, ненормативный наклон и требуют ремонта или замены во вторую очередь при составлении графика замены опор. Так, опоры контактной сети троллейбусов в количестве 11 единиц, находящиеся в состоянии отклонения от нормативного и не отвечающие требованиям безопасности, имеют следующие повреждения и находятся по адресам: ул. Куйбышева, д.1- разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д.4 – разрушена вершина, видна арматура, ул. Куйбышева, д.10 – разрушено основание, сильно треснула по всей высоте, ул. Куйбышева, д.10 (три опоры) – разрушены вершины, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 12 – сильно разрушена вершина, ул. Куйбышева, д. 12 сильно разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 18 разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 19 – разрушено основание, трещины по всей высоте. В целях устранения выявленных нарушений при содержании опор контактной сети троллейбуса и электроопор прокуратурами районов города Брянска в адрес МУП «Брянское троллейбусное управление» и Брянской городской администрации вносились представления, по результатам рассмотрения которых должных мер, направленных на устранений нарушений, принято не было. На основании изложенного истец просил суд: возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность обеспечить финансирование на выполнение в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда работ по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, расположенных на улице Куйбышева, д. 1, 4, 10, 10, 10, 10, 12, 12, 18, 19 г. Брянска, в соответствие с требованиями законодательства, а именно: п. 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, п. 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90»; возложить на МУП «Брянское троллейбусное управление» обязанность в течение одного года после финансирования, выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, расположенных на улице Куйбышева, д. 1, 4, 10, 10, 10, 10, 12, 12, 18, 19 г. Брянска, в соответствие с требованиями законодательства, а именно: п. 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, п. 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
В судебном заседании помощник прокурора г. Брянска по доверенности Шелахова М.А. уточнила иск, уменьшила размер исковых требований, в части исключения опор, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Куйбышева, д. 1,10,12,19, уточненные исковые требования поддержала, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчиков Брянской городской администрации, МУП «Брянское троллейбусное управление» по доверенности в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела не заявили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в границах городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения и обслуживания автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Как следует из статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Соответственно, содержание объектов освещения и объектов, предназначенных для движения троллейбусов на территории г. Брянска относится к обязанности соответствующего органа местного самоуправления, то есть Брянской городской администрации.
Согласно главе 7 «Правил технической эксплуатации троллейбуса» (утв. распоряжением Минтранса России от 26.03.2001 года № АН-20-р) контактная сеть включает в себя следующие основные элементы: опоры и опорные конструкции; контактные подвески; арматура и спецчасти; контактные, питающие и усиливающие провода, подключенные электрической сети. Таким образом, опора является составной частью контактной сети.
Опоры должны соответствовать расчетным и действующим нагрузкам. В эксплуатации допускается усилие опор путем установки анкерных тросов на высоте не менее 5 м над уровнем проезжей части и не менее 3 м над уровнем тротуара.
При совместной эксплуатации опор ответственным за состояние контактной сети является персонал, обслуживающий контактную сеть, за состояние устройств сторонних организаций – персонал этих организаций (п. 7.1.10).
Нормальное состояние, надежность работы сети обеспечиваются техническим обслуживанием в соответствии с системой и характеристиками профилактических осмотров и ремонтов, эксплуатационными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Все работы на сети, включая осмотры должны производится при соблюдении ПЭЭП и ПТБ на городском электротранспорте, Инструкции по ограждению мест производства работ в условиях дорожного движения в городах, местных инструкций (п. 7.2.1, 7.2.2).
Согласно пункту 4.1 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 бетонные и железобетонные конструкции всех типов должны удовлетворять требованиям: по безопасности; по эксплуатационной пригодности; по долговечности; а также дополнительным требованиям, указанным в задании на проектирование.
Для удовлетворения требований по безопасности конструкции должны иметь такие начальные характеристики, чтобы при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни животных и растениям (пункт 4.2).
Для удовлетворения требований по эксплуатационной пригодности конструкция должна иметь такие начальные характеристики различных расчетных воздействиях не происходило образование чрезмерное раскрытие трещин, а также не возникали перемещения, колебания и другие повреждения, затрудняющие эксплуатацию (нарушение требований к внешнему виду конструкции, технологических требований по нормальной работе оборудования, механизмов, конструктивных требований по совместной работе элементов и других требований, установленных при проектировании) (пункт 4.3).
В необходимых случаях конструкции должны иметь характеристики, обеспечивающие требования по теплоизоляции, звукоизоляции, биологической защите и другие требования.
Также пунктами 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011 не допускается наклон оси опоры по вертикали.
Как следует из пунктов 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», в бетоне изделий не допускаются трещины. На поверхности изделий не допускается обнажение рабочей и конструкционной арматуры, за исключением арматурных выпусков, предусмотренных в рабочих чертежах. Концы напрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности изделий более чем на 10 мм, за исключением случаев, оговоренных в рабочих чертежах. Открытые поверхности стальных закладных деталей, выпуски арматуры, монтажные петли и строповочные отверстия должны быть очищены от наплывов бетона или раствора. На лицевых поверхностях изделий не допускаются жировые и ржавые пятна.
В соответствии с постановлением администрации г. Брянска от 29.06.1992 года № 469 создано МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска.
Постановлением Брянской городской администрации от 02.05.2012 года № 967-п утвержден Устав МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска в новой редакции.
Согласно пункту 1.1 Устава МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска основано на праве хозяйственного ведения.
Собственником имущества предприятия является муниципальное образование – «г. Брянск» (пункт 1.2 Устава).
Учредителем предприятия является Брянская городская администрация (пункт 1.3 Устава).
Целями деятельности предприятия является оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей населения и организаций в автомобильных перевозках, выполнение городских социально-экономических заказов и получение прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в том числе выполнение строительных и ремонтных работ объектов транспорта общего пользования.
Как установлено судом, в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры г. Брянск выявлены нарушения безопасной эксплуатации опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично - дорожной сети города Брянска.
Установлено, что по состоянию на 01.11.2019 года на балансе МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска находятся 3877 опор, из них 423 опоры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: 133 единицы имеют значительные трещины, коррозию арматуры, сколы бетона, значительный ненормативный износ и требуют первоочередной замены при составлении графика замены опор; 290 единиц имеют трещины, сколы бетона, разрушения в различных частях, ненормативный наклон и требуют ремонта или замены во вторую очередь при составлении графика замены опор.
Так, опоры контактной сети троллейбусов в количестве 11 единиц, находящиеся в состоянии отклонения от нормативного и не отвечающие требованиям безопасности, имеют следующие повреждения и находятся по адресам: имеют следующие повреждения и находятся по адресам: ул. Куйбышева, д.1- разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д.4 – разрушена вершина, видна арматура, ул. Куйбышева, д.10 – разрушено основание, сильно треснула по всей высоте, ул. Куйбышева, д.10 (три опоры) – разрушены вершины, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 12 – сильно разрушена вершина, ул. Куйбышева, д. 12 сильно разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 18 разрушена вершина, трещины по всей высоте, ул. Куйбышева, д. 19 – разрушено основание, трещины по всей высоте.
Указанные нарушения законодательства и правил дорожного движения нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и участия в дорожном движении, могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, способствуют развитию аварийной ситуации, угрожают здоровью и жизни населения города Брянска.
В целях устранения выявленных нарушений при содержании опор контактной сети троллейбуса и электроопор в адрес МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска и Брянской городской администрации вносились представления.
По результатам рассмотрения представления был разработан график замены опор контактной сети на 2020-2023 годы, согласно которого срок выполнения работ по замене опор по ул. 22 Съезда КПСС установлен – 2020 год, по ул. Брянской пролетарской дивизии установлен – 2021 год.
В целях изменения сложившейся ситуации, создающей опасность жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения, Брянской городской администрации необходимо осуществить финансирование на реализацию мероприятий по замене опор контактной сети троллейбуса и электроопор, а МУП «Брянское троллейбусное управление» г.Брянска выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично- дорожной сети города Брянска в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения требований истца, ответчиками в ходе судебного разбирательства дела не представлено.
Финансирование указанных мероприятий являются расходными обязательствами муниципального образования г. Брянск в лице Брянской городской администрации. Отнесение указанной обязанности на иное лицо, недопустимо. Брянская городская администрация является учредителем МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска.
Отсутствие субвенций из областного бюджета на замену опор контактной сети не может служить основанием для необходимости осуществления ремонта опор контактной сети в целях устранения опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также обеспечения безопасности дорожного движения, так как ни Федеральным Законом, ни Законами Брянской области не ставится в зависимость осуществление ремонта аварийных опор контактной сети, от наличия или отсутствия денежных средств.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора города Брянска к Брянской городской администрации, МУП «Брянское троллейбусное управление» о понуждении к совершению действий, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, при определении срока, в течение которого ответчику подлежит выполнить возложенную на них обязанность, суд исходит из положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и полагает необходимым установить срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок представляется суду разумным и отвечающим принципу исполнимости судебного акта, так как исполнение решения требует от ответчиков Брянской городской администрации, МУП «Брянское троллейбусное управление» определенного периода времени, в том числе и на осуществление процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Брянска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, МУП «Брянское троллейбусное управление» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование на выполнение работ по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, расположенных в г. Брянске на улице Куйбышева, дома №№ 10,10,10,12 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: п. 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, п. 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90»;
Обязать МУП «Брянское троллейбусное управление» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, расположенных в г. Брянске на улице Куйбышева, дома №№ 10,10,10,12 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: п. 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, п. 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2020 года.