Судья Герасимова Н.И. № 33-2005/2024, 2.211
24RS0059-01-2023-000853-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2024 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Плаксиной Е.Е.,
судей Левицкой Ю.В., Лоншаковой Е.О.
при ведении протокола судебного заседания Славской О.В.,
с участием прокурора Отдела прокуратуры Красноярского края по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Иляскина К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Швачко И.В.
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 30 октября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электрической энергии на объекты теплоснабжения, эксплуатируемые МУП «ШТЭС» - котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в период с 19.05.2023 по 26.09.2023.
Возложить на ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязанность обеспечить на период отопительного сезона 2023-2024 г.г. и период подготовки к отопительному сезону 2024-2025 г.г., до получения уведомления МУП «ШТЭС» о готовности к введению полного ограничения режима потребления в соответствии с п. 10(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, бесперебойную подачу электрической энергии на следующие объекты теплоснабжения, эксплуатируемые МУП «ШТЭС»: котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>.
Взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шушенского района, с учетом уточнений, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО «Красноярскэнергосбыт», в котором просит признать незаконным бездействие по необеспечению подачи электрической энергии на эксплуатируемые Муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (МУП «ШТЭС») объекты теплоснабжения – котельную СДК, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную СДК, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>а; и возложить на ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязанность обеспечить на период отопительного сезона 2023-2024 года и период подготовки к отопительному сезону 2024-2025 года бесперебойную подачу электрической энергии на указанные объекты теплоснабжения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Шушенского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении подготовки объектов жилищно-коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования Шушенский район Красноярского края к прохождению отопительного сезона 2023-2024 годы, которой установлено, что в связи с образованием за предыдущий отопительный период 2022-2023 годы задолженности за потребленную электрическую энергию объектами жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатируемыми МУП «ШТЭС», по указанию руководства ПАО «Красноярскэнергосбыт» было произведено прекращение подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения – указанные котельные. До настоящего времени подача электроэнергии на объекты жизнеобеспечения муниципального образования Шушенский район ответчиком не возобновлена. МУП «ШТЭС» работы по опрессовке и промывке системы теплоснабжения, а также пробные топки на указанных объектах теплоснабжения не проведены по причине отсутствия электрической энергии. В соответствии с распоряжением администрации Шушенского района от 13 сентября 2023 года № 202-р отопительный сезон на территории Шушенского района должен быть начат с 20 сентября 2023 года. В результате прекращения подачи ответчиком электрической энергии на объекты ЖКХ, расположенные на территории муниципального образования Шушенский район, проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, проведение пробных топок, а также своевременное начало отопительного сезона 2023-2024 года невозможно. В настоящее время отсутствует возможность выработки и передачи тепловой энергии на следующие объекты жизнеобеспечения, расположенные на территории муниципального образования Шушенский район: МБДОУ «Золотой ключик» п. Алтан, МКУК Алтанский СДК Ильичевского сельсовета, МБОУ «Иджинская СОШ», ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Иджа, филиал № 4 Каптыревский центральный дом культуры, ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Каптырево, МБОУ Субботинская СОШ им. Героя Советского союза С.У. Кривенко, Субботинскую участковую больницу КГБУЗ «Шушенская РБ», МБДОУ «Дюймовочка» с. Субботино, жилой фонд, МАОУ «Казанцевская СОШ», МБДОУ «Казанцевский детский сад», МБОУ МСОШ им. Ивана Ярыгина. Действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по отключению электроэнергии в котельных, расположенных на территории муниципального образования Шушенский район, нарушают права и законные интересы жителей на обеспечение их коммунальными ресурсами, а также нарушают работу социально-значимых объектов. Кроме того, невозможность проведения гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, проведения пробных топок, а как следствие невозможность своевременного начала отопительного сезона 2023-2024 годы может привести к созданию чрезвычайного положения в муниципальном образовании, что может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Швачко И.В. просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для данного спора. Указывает, что положениями ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» определены категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, к которым относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Между тем, объекты теплоснабжения, поименованные в исковом заявлении и решении суда, осуществляют только теплоснабжение населенных пунктов, а ограничение подачи электроэнергии за дебиторскую задолженность осуществляется только на период окончания отопительного сезона, что не нарушает прав третьих лиц и не может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 18 июля 2023 года распоряжением Губернатора Красноярского края № 456-рг утвержден перечень потребителей электрической энергии, расположенных на территории Красноярского края, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Между тем, поименованные в данном деле котельные, не включены в указанный перечень, что, по мнению апеллянта, свидетельствует о возможности применения к данной категории объектов ограничения режима потребления. Считает, что, возложив на ответчика соответствующие обязанности, суд ограничил реализацию права гарантирующего поставщика действиями МУП «ШТЭС», которое не заинтересовано в выполнении мероприятий по направлению в адрес ответчика уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор МУП «ШТЭС», ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель администрации Шушенского района Красноярского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ПАО «Красноярскэнергосбыт» Стыврина М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МУП «ШТЭС» Сергеева Ю.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, прокурора Иляскина К.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 2, 3 ст. 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии.
Указанным порядком устанавливаются основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии, порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии по каждому из таких оснований, а также категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с п. 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения), гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 октября 2006 года между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «ШТЭС» заключен договор энергоснабжения №, по условиям которого ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а МУП «ШТЭС» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно п. 10.2 договора энергоснабжения № от 02 октября 2006 года он заключен на срок по 31 декабря 2007 года и считается ежегодно продленным, если ни от одной из сторон не последует заявления об отказе от договора на новый срок (прекращение действия договора), об изменении договора или о заключении нового договора.
28 декабря 2016 года между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «ШТЭС» заключено соглашение о внесении изменений в договор энергоснабжения № 8875 от 02 октября 2006 года, согласно которому п. 10.2 изложен в следующей редакции «договор заключается на срок до 02 января 2020 года, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же основаниях, если за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.».
Согласно представленным в материалы дела схемам теплоснабжения объектов, МУП «ШТЭС» через объекты теплоснабжения (котельные) осуществляет поставку тепла следующим социально значимым объектам Шушенского района: МБДОУ «Золотой ключик» п. Алтан, МКУК Алтанский СДК Ильичевского сельсовета, МБОУ «Иджинская СОШ», ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Иджа, филиал № 4 Каптыревский центральный дом культуры, ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Каптырево, МБОУ Субботинская СОШ им. Героя Советского союза С.У. Кривенко, Субботинскую участковую больницу КГБУЗ «Шушенская РБ», МБДОУ «Дюймовочка» с. Субботино, жилой фонд, МАОУ «Казанцевская СОШ», МБДОУ «Казанцевский детский сад», МБОУ МСОШ им. Ивана Ярыгина.
Из уведомления ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 19 апреля 2023 года исх. № 40296-11, направленного в адрес МУП «ШТЭС», следует, что по состоянию на 19 апреля 2023 года задолженность МУП «ШТЭС по оплате за потребленную электроэнергию в составила 68 425 498,70 рублей. Названное письмо также содержит извещение о необходимости потребителю в срок до 10 мая 2023 года произвести самостоятельно полное ограничение режима потребления электрической энергии на объектах Шушенского района, в том числе на котельные, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Кроме того, до 02 мая 2023 года необходимо предоставить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии по перечисленным точкам поставки.
Из обращения директора МУП «ШТЭС» в прокуратуру Шушенского района Красноярского края от 14 сентября 2020 года следует, что с 19 мая 2023 года ПАО «Красноярскэнергосбыт» произведено полное ограничение режима потребления электрической энергии котельных МУП «ШТЭС»: котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>. Ограничение режима потребления электрической энергии указанным котельным может привести к социальным последствиям, то есть прекращению горячего и холодного водоснабжения, отопления на территории Шушенского района, нарушению функционирования медицинских учреждений и образовательных организаций. Следствием ограничения режима потребления электрической энергии будет нарушение прав и интересов других лиц, не имеющих отношения к правовым и экономическим взаимоотношениям МУП «ШТЭС» и ПАО «Красноярскэнергосбыт». Полное ограничение режима потребления электрической энергии объектов, указанных в уведомлении, приведет к срыву работ (капитальные и текущие работы по ремонту оборудования котельных и тепловых сетей) по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 года.
В соответствии с ФИО1 администрации Шушенского района от 13 сентября 2023 года № 202-р отопительный сезон на территории Шушенского района начат с 20 сентября 2023 года.
На основании ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17 октября 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в соответствии с решением прокурора Шушенского района Красноярского края Шишкова Д.В. о проведении проверки от 15 сентября 2023 года № 115, помощником прокурора Красноярского края Волковым Р.А. с участием директора МУП «ШТЭС» Щербакова А.П. проведен осмотр объектов теплоснабжения: котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная СДК, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>; котельная, расположенная по адресу: <адрес>, которым установлено, что в нарушение п. 5.2.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, п. 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 опрессовка и промывка системы теплоснабжения и пробные топки на вышеуказанных объектах не проведены по причине отсутствия электрической энергии на указанных объектах теплоснабжения.
Согласно актам от 26 сентября 2023 года в вышеуказанные котельные возобновлен режим потребления электрической энергии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку действиями ПАО «Красноярскэнергосбыт» нарушены права и интересы граждан, являющихся конечными потребителями коммунальной услуги, проживающих на территории Шушенского района.
При этом суд обоснованно исходил из того, что МУП «ШТЭС» осуществляет эксплуатацию котельных, расположенных в населенных пунктах Шушенского района Красноярского края, которые оказывают услуги по предоставлению горячего водоснабжения и тепловой энергии населению и организациям, в том числе медицинским и образовательным учреждениям, располагающимся на территории Шушенского района Красноярского края, а введенное ПАО «Красноярскэнергосбыт» ограничение режима подачи электроэнергии с 19 мая 2023 года привело к остановке работы котельных и невозможности подготовки объектов коммунального назначения к отопительному сезону 2023-2024 года, подачи горячего водоснабжения и тепловой энергии в вышеуказанные учреждения социального значения и населению.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение и фактическим обстоятельствам данного спора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков. Указанный порядок в числе прочего определяет категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
К категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, Приложение к Правилам ограничения режима потребления относит медицинские учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Как следует из представленных в материалы дела схем теплоснабжения объектов, МУП «ШТЭС» через объекты теплоснабжения (котельные) осуществляет поставку тепла социально значимым объектам Шушенского района, таким как: МБДОУ «Золотой ключик» п. Алтан, МКУК Алтанский СДК Ильичевского сельсовета, МБОУ «Иджинская СОШ», ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Иджа, филиал № 4 Каптыревский центральный дом культуры, ФАП КГБУЗ «Шушенская РБ» с. Каптырево, МБОУ Субботинская СОШ им. Героя Советского союза С.У. Кривенко, Субботинскую участковую больницу КГБУЗ «Шушенская РБ», МБДОУ «Дюймовочка» с. Субботино, жилой фонд, МАОУ «Казанцевская СОШ», МБДОУ «Казанцевский детский сад», МБОУ МСОШ им. Ивана Ярыгина.
Таким образом, вопреки доводам ПАО «Красноярскэнергосбыт» МУП «ШТЭС» осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов.
Ссылка в жалобе на то, что перечисленные в исковом заявлении объекты теплоснабжения (котельные) не поименованы в Распоряжении Губернатора Красноярского края от 18 июля 2023 года 456-рг «Об утверждении перечня потребителей электрической энергии, расположенных на территории Красноярского края, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям», подлежат отклонению, поскольку указанное распоряжение принято 18 июля 2023 года, то есть после введенного ПАО «Красноярскэнергосбыт» ограничения режима подачи электроэнергии (с 19 мая 2023 года).
Кроме того, отсутствие перечисленных в исковом заявлении объектов теплоснабжения (котельных) в соответствующем Распоряжении Губернатора Красноярского края само по себе не опровергает факт поставки тепла через указанные объекты в социально значимые объекты Шушенского района.
В целом, доводы апелляционной жалобы представителя ПАО «Красноярскэнергосбыт» по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения ответчика на исковое заявление, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 30 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Швачко И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.