Решение по делу № 33-306/2022 (33-4576/2021;) от 27.12.2021

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Рабдаева Н.Г.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-933/2021

УИД: 04RS0020-01-2021-002291-03

пост. 27.12.2021 г.

дело № 33-306/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2022 года                                                г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Раднаевой Т.Н., Хаыковой И.К.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Регистр.Ангоя» о возложении обязательств,

по апелляционной жалобе представителя ООО "Регистр.Ангоя" по доверенности Пензиной Л.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 29 октября 2021 года, которым постановлено:

Обязать ООО «Регистр.Ангоя» организовать учет образовавшихся отходов; установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; обеспечить обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами производства и потребления.

Обязать ООО «Регистр.Ангоя» разработать программу производственного экологического контроля, представить отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в лице территориального управления Росприроднадзора.

Обязать ООО «Регистр.Ангоя» освободить территорию котельной, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Северобайкальский район, п. Ангоя, ул. Теплотехников, 8 от золошлаковых отходов.

Взыскать с ООО «Регистр.Ангоя» госпошлину в доход муниципального бюджета в сумме 6000 рублей.

Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, выслушав участника процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц просил обязать ответчика ООО «Регистр.Ангоя» организовать учет образовавшихся отходов; установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; обеспечить обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами производства и потребления; обязать разработать программу производственного экологического контроля, представить отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в лице территориального управления Росприроднадзора; обязать освободить территорию котельных, расположенных по адресу: <...> от золошлаковых отходов.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках осуществления надзора за соблюдением требований федерального законодательства в деятельности ООО «Регистр.Ангоя» установлены нарушения требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. На основании концессионного соглашения от 01.09.2017 № 06 сети водоснабжения объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в собственности муниципального образования Северо-Байкальский район переданы ООО «Регистр.Ангоя», Общество обязуется обеспечить проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в состав Соглашения. Хозяйственная деятельность по эксплуатации котельной в ООО «Регистр.Ангоя» осуществляется на 1 промышленной площадке, расположенной в <...>. Котельная осуществляет теплоснабжение объектов соцкультбыта и жилой массив п. Ангоя, оборудована двумя котлоагрегатами, оснащенными установками очистки газа. При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы, относящиеся к IV классу опасности. За истекший отопительный сезон 2020-2021 гг. золошлаковые отходы складированы на асфальтированной площадке, на территории котельной. За 2020 год расход угля составил 4993,7 тн/г, за 2021 г. - 3155,75 тн/г., за 2020г. 2020г. образовано 144,3 тонн зол 2020 г. 2020 г. За 2020 год образовано 144,3 тонн золошлаковых отходов. Паспорта на золошлаковые отходы, образуемые в результате хозяйственной деятельности, отсутствуют. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ООО «Регистр.Ангоя» не установлены, не разработана программа производственного экологического контроля, отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган не представлен, учет по обращению с отходами производства и потребления не организован. На земельном участке по <...> выявлено захламление прилегающей территории золошлаковыми отходами, обгоревшим стройматериалом, остатками металлических и железобетонных конструкций котельной.

В судебном заседании заместитель прокурора Денисова Н.В. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика по доверенности Трофанюк А.Е. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Общество не является надлежащим ответчиком. Вывоз золошлаковых отходов в связи с отсутствием у юрлиц и ИП в Северобайкальском районе и г. Северобайкальск лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, не представляется возможным. На территории района отсутствуют площадки для складирования отходов производства котельных, на сегодняшний день вывоз отходов, не нарушающий требований действующего законодательства, невозможен. Кроме того, просила обратить внимание, что Обществу не присвоена категория объекта НВОС в установленном порядке, требования прокурора не обоснованы. Просила в иске отказать.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в суд не явился.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО "Регистр.Ангоя" по доверенности Пензина Л.В. просит решение суда отменить. Указывает, что судом не рассмотрены обстоятельства о невозможности размещения золошлаковых отходов и неисполнимости решения в части возложения обязанности освободить котельную от золошлаковых отходов, т.к. накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. На территории Северо-Байкальского района отсутствуют такие места. Обязанность по созданию и строительству мест складирования отходов возложена на Администрацию МО «Северо-Байкальский район».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца прокурор Данилов А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика ООО "Регистр.Ангоя", представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщали.

Представитель истца прокурор Денисова М.В., принимавшая участие в рассмотрении дела с применением систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения жалобы.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом, суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (с изменениями и дополнениями) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

Согласно ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании концессионного соглашения от 01.09.2017 № 06 в эксплуатации ООО «Регистр.Ангоя» находится котельная, расположенная по <...>. При эксплуатации котельных образуются золошлаковые отходы, относящиеся к IV классу опасности. За истекший отопительный сезон 2020-2021г.г. золошлаковые отходы складированы на асфальтированной площадке, на территории котельной.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в процессе осуществления деятельности ООО «Регистр. Ангоя» образуются отходы 1 кл., 4 и 5 класса опасности, в том числе золошлаковые отходы.

Проверкой установлено, что паспорт на золошлаковые отходы, образующиеся в результате деятельности ООО «Регистр.Ангоя» отсутствует, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены, программа производственного экологического контроля, отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, учет по обращению с отходами производства и потребления в ООО «Регистр. Ангоя» не организован.

Из акта осмотра следует, что образованные при эксплуатации котельной золошлаковые отходы, относящиеся к 4 классу опасности ООО «Регистр.Ангоя» не вывозит, осуществляя хранение в границах населенного пункта.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что невыполнение ответчиком обязанностей, установленных действующим законодательством, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковые требования направлены на соблюдение установленной Конституцией Российской Федерации обязанности по сохранению природы и окружающей среды.

Суд не усмотрел оснований для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку в нарушение положения ст. 56 ГПК РФ, представителем ответчика каких либо доказательств, подтверждающих возможность исполнения решения в определенные сроки, не представлено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

В целях Федерального закона «О концессионных соглашениях» к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.ч.2-4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 15 Закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу ст. 19 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 1, 2 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком указанные требования природоохранного законодательства не исполняются, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ООО «Регистр.Ангоя» не установлены, не разработана программа производственного экологического контроля, отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган не представлен.

В нарушение ч.2 ст. 51 ФЗ « Об охране окружающей среды» на территории котельной ООО «Регистр. Ангоя» выявлено захламление земельного участка металлоломом, железобетонными конструкциями, отходами производства.

Довод жалобы о том, что администрацией района не исполнены требования природоохранного законодательства, не являются основанием для отмены решения, вопрос об определении специализированных площадок для накопления и размещения образуемых отходов предметом настоящего иска не является.

Доводы жалобы о невозможности исполнения ответчиком обязанности по вывозу и размещению золошлаковых отходов коллегия отклоняет, поскольку осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами не может производиться с нарушением норм и требований законодательства по охране окружающей среды.

Кроме того, небезосновательны выводы суда о том, что нарушения допущенные ответчиком при эксплуатации котельной, могут привести к причинению вреда окружающей среде, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

Иные доводы жалобы ранее заявлялись в суде первой инстанции в возражениях по существу иска, получили надлежащую правовую оценку с обоснованием мотивов отклонения. Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Вопрос об отсрочке исполнения решения может быть разрешен в порядке исполнения решения суда при наличии и подтверждении ответчиком исключительных обстоятельств

Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-306/2022 (33-4576/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
ООО Регистр.Ангоя
Другие
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ваганова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
27.12.2021Передача дела судье
07.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее