Решение по делу № 33-4154/2024 от 19.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0003-01-2023-001613-19

№ 2-2366/2023

№ 33-4154/2024

Председательствующий судья первой инстанции

Каралаш З.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,

судей – Готовкиной Т.С., Сафонцевой Ю.А.,

при секретаре – Плескун А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании недополученной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 02 ноября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В апреле 2023 года ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании недополученной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ . (далее ИПРА) ФИО1 нуждается в техническом средстве реабилитации (далее TCP)- «Протез бедра для купания: 1шт. (8-07-05)». ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «Протезы-МО» был заключен договор Согласно п. 1 договора исполнитель обязался провести протезирование истца и изготовить «Протез бедра для купания ПН6-75» согласно функциональному описанию. В соответствии с п. 2 договора, стоимость услуг исполнителя по протезированию составила 738 679 рублей. Согласно кассовому чеку от ДД.ММ.ГГГГ пациентом оплачена исполнителю сумма за приобретенное техническое средство реабилитации в размере 738 679 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведена выплата истцу компенсации в размере 142432,93 рублей. С размером указанной выплаты истец не согласен, поскольку закупка протеза бедра для купания который по своим характеристикам является аналогичным протезу бедра для купания ПН6-75, приобретенному истцом самостоятельно, произведена по государственному контракту от 03.11.2020г., согласно которому его стоимость составила 740466,67 рублей. На основании изложенного, истец просил взыскать недополученную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «протез бедра для купания» в размере 596 246,07 руб.

Решением Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 02 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу ФИО1 взыскана недополученная компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «Протез бедра для купания» в размере 596 246,07 рублей.

Не согласившись с решением суда, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В доводах жалобы указано, что у ФИО1 нет права на возмещение в полном объеме израсходованных денежных средств на приобретение протеза бедра для купания, поскольку Порядком выплаты компенсации прямо предусмотрена процедура определения размера компенсации - исходя из стоимости аналогичного по виду и наименованию средства реабилитации, указанной в последнем исполненном государственном контракте, именно в таком порядке региональное отделение Фонда и определило размер компенсации. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату подачи заявления) последней по времени завершенной закупкой протезов бедра для купания, размещенной в Единой информационной системе является государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому цена за единицу протеза бедра для купания составляет 142432,93 рубля.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, из материалов дела следует, что согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России рекомендуемым техническим средством реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации предоставляемым инвалиду ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств федерального бюджета, является, в том числе, протез бедра для купания (8-07-05) с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (т.1 л.д.57-63).

Из заключения медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия ООО «СПТМ-орто М» протезно-ортопедического предприятия ООО «Протезы-МО» от ДД.ММ.ГГГГ № ЗМТК2022-1409, комиссия обследовала пациента ФИО1 в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Национальным стандартом ГОСТ Р52877-2007 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Общие положения» и пришла к выводу, что ФИО1 рекомендуется протез бедра для купания со следующими техническими характеристиками: протез бедра для купания. Приемная гильза индивидуальная изготовлена по слепку с культи инвалида. Материал индивидуальной постоянной гильзы слоистый пластик на основе акриловых смол. Коленный модуль одноосный влагостойкий с гидравлическим контролем фазы переноса и опоры. Гидравлический контроль фазы опоры делает возможным подгибание под нагрузкой. Стопа влагостойкая для инвалидов с высоким уровнем ампутации. Стопа динамическая с разделенным передним отделом обеспечивает устойчивость при ходьбе по неровной поверхности и высокую отдачу энергии. Пяточная пружинная система обеспечивает эффективную амортизацию ударных нагрузок. Передняя часть стопы и пятка из гибкого композиционного материала объединены в одну систему при помощи опорной пружины из высокопрочного полимера. В комплект протеза входит оболочка стопы с соединительной крышкой, защитный носок, а также взаимозаменяемые пяточные клинья для настройки характеристик переката. Адаптер пирамидка из легкого прочного материала. Все полуфабрикаты и регулировочно-соединительные устройства из влагозащищенных материалов и соответствуют весу инвалида. Крепление осуществляется за счет силиконового чехла с мембраной, с вакуумным креплением. Без косметической облицовки (т.1 л.д.261).

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между ООО «Протезы-МО» (исполнитель) и ФИО1 (пациент), исполнитель проводит протезирование пациента и изготавливает протез бедра для купания ПН6-75 согласно функциональному описанию (п.1).

Согласно п. 2 договора, стоимость оговоренных настоящим договором услуг исполнителя по протезированию составляет 738 679 рублей. Для оплаты за оговоренные услуги пациенту выставляется счет на оплату, который является неотъемлемой частью данного договора. Денежная сумма, указанная в счете, уплачивается исполнителю полностью (100% предоплата) в течение 5 дней после выставления счета.

В соответствии с п. 3 договора, исполнитель обязуется изготовить пациенту протез бедра для купания ПН6-75 согласно функциональному описанию (т.1 л.д.13-14).

Согласно акту оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ , исполнителем ООО «Протезы-МО» оказаны услуги по договору от 14.09.2022     года № В2022.09-14-01, заказчику ФИО1, по изготовлению протеза бедра для купания ПН6-75 1 шт. на сумму 738 679 рублей (т.1 л.д.12).

Приложение к договору от ДД.ММ.ГГГГ содержит функциональное описание (технические характеристики) протеза бедра для купания ПН6-75. Протез бедра для купания. Приемная гильза индивидуальная изготовлена по слепку с культи инвалида. Материал индивидуальной постоянной гильзы слоистый пластик на основе акриловых смол. Коленный модуль одноосный влагостойкий с гидравлическим контролем фазы переноса и опоры. Гидравлический контроль фазы опоры делает возможным подгибание под нагрузкой. Стопа влагостойкая для инвалидов с высоким уровнем ампутации. Стопа динамическая с разделенным передним отделом обеспечивает устойчивость при ходьбе по неровной поверхности и высокую отдачу энергии. Пяточная пружинная система обеспечивает эффективную амортизацию ударных нагрузок. Передняя часть стопы и пятка из гибкого композиционного материала объединены в одну систему при помощи опорной пружины из высокопрочного полимера. В комплект протеза входит оболочка стопы с соединительной крышкой, защитный носок, а также взаимозаменяемые пяточные клинья для настройки характеристик переката. Адаптер пирамидка из легкого прочного материала. Все полуфабрикаты и регулировочно-соединительные устройства из влагозащищенных материалов и соответствуют весу инвалида. Крепление осуществляется за счет силиконового чехла с мембраной, с вакуумным креплением. Без косметической облицовки (т.1 л.д.18).

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 369 339,50 рублей и № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 369339,50 рублей подтверждается полная оплата протеза ФИО1 на счет ООО «Протез -МО» по договору от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.189-190).

Из материалов по заявке на компенсационные выплаты за самостоятельно приобретенное средство реабилитации следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал в филиал №16 Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации заявление о выплате компенсации.

Решением филиала №16 Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации – протез бедра для купания.

ФИО1 поставлен на учет в филиал №16 ГУ – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации для получения компенсации за самостоятельно-приобретенные технические средства или протезно-ортопедические изделия: протез бедра для купания 1 шт. – 142 432,93 руб., о чем ему направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ з (т.1 л.д.17).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым перечислило ФИО1 142 432,93 рублей в счет оплаты компенсации расходов инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (т.1 л.д.64-65).

Основанием для определения размера выплаты ответчик указывает последний завершенный на дату подачи истцом заявления о компенсации Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (заказчик) и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (исполнитель) на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым.

Согласно Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым путем выполнения работ по изготовлению изделий для получателей в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 1) и условиями настоящего контракта (п.2.2).

Согласно п. 2.4 контракта, состав и объем работ определяется описанием объекта закупки (Приложение № 1) к настоящему контракту (т.1 л.д.98-123).

Приложением № 1 к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен протез бедра для купания со следующими характеристиками. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза). Материал индивидуальной постоянной гильзы литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. Допускается вкладная гильза из вспененных материалов. Крепление протеза в зависимости от потребности получателя: вакуумное, поясное. Регулировочно-соединительное устройство влагостойкое соответствует весу инвалида. Стопа безшарнирная, монолитная имеет поверхность с защитой от проскальзывания, позволяющей передвигаться по влажной и скользкой поверхности. Коленный модуль одноосный с ручным замком. Тип протеза по назначению: для купания. Стоимость за единицу изделия - 142 432,91 рублей (т.1 л.д.124-125).

При этом, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (заказчик) и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым, согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым путем выполнения работ по изготовлению изделий для получателей в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 1) и условиями настоящего контракта (п.2.2).

Согласно п. 2.4 Контракта, состав и объем работ определяется описанием объекта закупки (Приложение № 1) к настоящему контракту (т.1 л.д.134-159).

Приложением № 1 к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен протез бедра для купания со следующими характеристиками: приемная гильза индивидуальная изготовлена по слепку с культи инвалида. Материал индивидуальной постоянной гильзы слоистый пластик на основе акриловых смол. Коленный модуль одноосный влагостойкий с гидравлическим контролем фазы переноса и опоры. Гидравлический контроль фазы опоры делает возможным подгибание под нагрузкой. Стопа влагостойкая для инвалидов с различным уровнем ампутации. Стопа динамическая с разделенным передним отделом обеспечивает устойчивость при ходьбе по неровной поверхности и высокую отдачу энергии. Пяточная пружинная система обеспечивает эффективную амортизацию ударных нагрузок. Передняя часть стопы и пятка из гибкого композиционного материала объединены в одну систему при помощи опорной пружины из высокопрочного полимера. В комплект протеза входит оболочка стопы с соединительной крышкой, защитный носок, а также взаимозаменяемые пяточные клинья для настройки характеристик переката. Адаптер пирамидка из легкого прочного материала. Все полуфабрикаты и регулировочно-соединительные устройства из влагозащищенных материалов и соответствуют весу инвалида. Крепление осуществляется в зависимости от потребности получателя за счет силиконового чехла с использованием замка; за счет силиконового чехла с мембраной, с вакуумным креплением. Косметическая облицовка или без нее, в зависимости от потребности получателя. Стоимость за единицу изделия - 740 466,67 рублей (т.1 л.д.167).

Взыскивая с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу ФИО1 недополученную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «Протез бедра для купания» в размере 596 246,07 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что технические характеристики «Протеза бедра для купания», предусмотренные заключением медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия ООО «СПТМ-орто М» протезно-ортопедического предприятия ООО «Протезы-МО» от ДД.ММ.ГГГГ и рекомендованные ФИО1, полностью совпадают с техническими характеристиками «Протеза бедра для купания», указанными в?Государственном контракте выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым, заключенному ДД.ММ.ГГГГ и являются иными в сравнении с техническими характеристиками аналогичного изделия, предусмотренного Государственным контрактом выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым, заключенном ДД.ММ.ГГГГ. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации являлась закупка «Протеза бедра для купания» по Государственному контракту выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стоимость изделия составляет 740 466,67 рублей.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

В абзаце втором пункта 2 Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о компенсации) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Согласно п.2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (действовавшего на момент обращения истца для получения компенсации за самостоятельно-приобретенное техническое средство) (далее – Порядок № 57н) компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.

Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Согласно п. 4 Порядка № 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Согласно п.5 Порядка № 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.

Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы (п.6 Порядка № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (п.7 Порядка № 57н).

Таким образом, приведенные нормативные положения закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, предусмотрен протез бедра для купания (8-07-05).

Технические характеристики протеза бедра для купания, изготовленного на основании договора, заключенного между ФИО1 и ООО «Протезы-МО» соответствуют ИПРА и заключению медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия ООО «Протезы-МО» от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные технические характеристики протеза бедра для купания приведены в Государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому стоимость изделия оставляет 740466,67 рублей.

При этом, технические характеристики протеза бедра для купания, указанные в Государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют рекомендованному ФИО1 средству реабилитации.

Таким образом, последним завершенным контрактом, согласно которому необходимо определять стоимость средства реабилитации – протеза бедра для купания является Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ .

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что индивидуальной программой реабилитации ФИО1 установлена нуждаемость в таком техническом средстве реабилитации, как протез бедра для купания, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, с техническими характеристиками согласно заключению медико-технической комиссии, идентичными указанным в Государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ , при этом, ответчик не произвел выплату ФИО1 компенсации в полном объеме исходя из стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным Государственным контрактом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного ФИО1 технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации.

Гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств, в том числе посредством выплаты денежной компенсации, если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

С учетом изложенного, поскольку ФИО1, реализовал свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, путем самостоятельного приобретения их в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, при этом Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Республики ФИО2, в чьи полномочия входит выплата спорных сумм, в силу закона не в полном объеме исполнило свои обязательства, у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имелись правовые основания для возложения на ответчика обязанности выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в сумме 596 246,07 руб.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья            Н.Н. Заболотная

Судьи:                            Т.С. Готовкина

Ю.А. Сафонцева

33-4154/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тофоров Андрей Андреевич
Ответчики
ОПФ и социального страхования РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Заболотная Наталья Николаевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
19.03.2024Передача дела судье
17.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее