Решение по делу № 3а-74/2020 от 19.12.2019

Административное дело № 3а-74/2020

21OS0000-01-2019-000199-20

                                 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 июня 2020 года                                                            г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.

при секретаре Львовой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца Петровского С.В.,

представителя административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Артемьевой А.В.,

представителя Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таратина Сергея Ивановича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л :

Таратин С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение нежилое, 3-этажный, общей площадью 456,6 кв.м., расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 3302 530,00 рублей.

Иск мотивирован тем, что спорный объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности; согласно утвержденным результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость спорного нежилого здания на указанную дату составляет 6118747,69 рублей, однако согласно отчету ФИО1. № 1768/2019 от 16.12.2019 рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на ту же дату составляет 3302 530,00 рублей.

Административный ответчик - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в письменном отзыве на иск от 15 января 2020 года сообщило, что Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики разрешение спора оставляют на усмотрение суда. Также сообщило, что утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 кадастровая стоимость спорного здания с кадастровым в размере 6118747,69 рублей была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512, установившего, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным федеральным законом на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года; в соответствии с распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства и земель промышленности и иного специального назначения; оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость рассчитывало БУ «Чуваштехинвентаризация». При определении кадастровой стоимости использовались методы массовой оценки в соответствии с регламентированной процедурой в рамках утвержденных определенных федеральных законов, методики, последовательности процедур, моделей построения массовой оценки, в рамках действующего законодательства.

Административный ответчик - БУ «Чуваштехинветаризация» Минюста Чувашии в письменном отзыве на иск от 27 января 2020 года указало, что находит необоснованными административные исковые требования согласно рецензии на отчет, предоставленный административным истцом суду.

Административный ответчик - БУ «Чуваштехинветаризация» Минюста Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года №149 переименовано в БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, с сохранением его основных целей деятельности.

Указом Главы Чувашской Республики от 6 февраля 2020 года № 20 в связи с преобразованием Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции функции названного министерства в сфере имущественных и земельных отношений переданы Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 11 марта 2020 года внесены изменения о юридическом лице.

В связи с чем к участию в деле протокольным определением от 21 февраля 2020 года в качестве административного ответчика привлечено указанное министерство.

8 июня 2020 года представитель административного истца Таратина С.И. Карымов П.А., действующий в соответствии с полномочиями, предоставленными ему доверенностью от 16 декабря 2019 года с правом изменения исковых требований, уточнил административные исковые требования, и в административном исковом заявлении, направленном в суд в электронном виде, просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, с кадастровым номером , назначение нежилое, 3-этажный, общей площадью 456,6 кв.м., расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 4098000,00 рублей (л.д. 105-106 том 2).

В судебном заседании представитель административного истца Петровский С.В., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2019 года, поддержал уточненный административный иск с учетом уточнений административных исковых требований.

Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что с результатами судебной экспертизы ознакомлена, замечаний не имеет.

Представитель административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. При этом заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики Моторин И.Б. – являющийся министром экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, выдал доверенность на представление интересов Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильеву С.В.

В судебном заседании представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. разрешение административных исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив, что с результатами судебной экспертизы ознакомлен, замечаний не имеет.

Представитель Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется уведомление о получении им судебного извещения.

Представитель заинтересованного лица - администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела, однако почтовый конверт вернулся в отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с п.6.2.5., п.11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (приложение N 1 (редакция №2) к Приказу ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019г. N 98-п) заказные письма разряда "Судебное" должны пересылаться с уведомлением о вручении. Почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу.

По общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер.

Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В п. 67 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В связи с чем по правилам, установленным п.2 ст. 100 КАС РФ, считается, что администрация Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики о месте и времени слушания дела извещена.

Кроме того, ранее Глава администрации Урмарского городского поселения Чувашской Республики Кошельков О.М. письмом-ходатайством от 20.02.20 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации (л.д. 236 т.1).

Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления; письмом от 23 января 2020 года просил рассмотреть дело без его участия (л.д.125 т.1).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРН от 16.12.2019 № КУВИ-001/2019-30186164 (л.д.6-7 т.1), с 18.06.2013 за Таратиным С.И. на праве собственности зарегистрировано трехэтажное нежилое здание, наименование «Магазин непродовольственных товаров», с кадастровым , расположенное по <адрес>, 2009 года постройки, площадью 456,6 кв.м.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Пункт 2 ст.402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В абзаце третьем пункта 1 ст.402 НК РФ указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2016 года.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.

Согласно п.п.2 п.1 ст.3 названного выше Закона кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (п.1, 2 ст.6 Закона о государственной кадастровой оценке).

Распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (в настоящее время переименовано в БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики).

По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.

Согласно выписке из ЕГРН от 10.12.2019 № КУВИ-001/2019-29794538 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 6118747,69 рублей (л.д.7 т.1).

Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца Таратина С.И.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).

В силу ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), а также исходя из разъяснений, изложенных пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 2 марта 2020 года назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-правовой центр».

Согласно заключению эксперта от 26 мая 2020 года № 2020/6с, выполненному экспертом ООО «Независимый экспертно-правовой центр» ФИО2, рыночная стоимость нежилого 3-х этажного здания, 2009 года постройки, с кадастровым номером , имеющего наименование – «Магазин непродовольственных товаров», расположенного по <адрес>, по состоянию на 01.01.2018 составляет 4098 000 рублей.

Суд, оценивая представленное заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Так, судебная экспертиза назначена определением суда в соответствии со ст. 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости - здания магазина с кадастровым номером , определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Экспертиза рыночной стоимости объекта исследования проведена на основании материалов настоящего административного дела и публичной информации о рынке объектов недвижимости.

В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом отобраны аналоги, сходные к объекту исследования, сопоставимых по статусу населенного пункта, наличию инфраструктуры, транспортной доступности, типа недвижимости, принадлежности к группе по площади помещений и площади земельных участков, с учетом местоположения объектов, расположения относительно «красных линий», доступа к объекту, с учетом благоустройства прилегающей территории, наличие парковки для автомобилей.

Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из открытых источников информации.

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

В расчет стоимости сопоставимых объектов экспертом внесены корректировки, учитывающие отличие объекта оценки от объектов сравнения: на площадь, на местоположение, на объем передаваемых прав, условия продаж и финансирования, на физические характеристики объекта.

Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено. Административные ответчики, ознакомившись с заключением судебного эксперта, каких-либо замечаний не имеют.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого 3-х этажного здания, 2009 года постройки, с кадастровым номером , имеющего наименование – «Магазин непродовольственных товаров», расположенного по <адрес>, по состоянию на 01.01.2018 в размере, определенном судебным экспертом, составляющим 4098 000 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 19 декабря 2019 года.

Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером площадью 456,6 кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4098 000 (четыре миллиона девяносто восемь тысяч) рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером площадью 456,6 кв.м, расположенного по <адрес>.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Мотивированное решение составлено 23 июня 2020 года.

3а-74/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Таратин Сергей Иванович
Ответчики
Кабинет Министров ЧР
Министерство юстиции и имущественных отношений ЧР
БУ Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация"
Другие
Управление Росреестра по ЧР
Карымов Павел Александрович
Администрация Урмарского городского поселения
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Евлогиева Т.Н.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2019Предварительное судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
02.06.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее