Дело №33а-185/2020 (33а-14483/2019;) 2а-2-498/2019
59RS0013-01-2019-000676-29
Селютина С.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2020 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.
Судей Чулатаевой С.Г., Овчинниковой Н.А.
При секретаре Греховой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Частинского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 25 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление прокурора Частинского района к администрации Частинского муниципального района о признании незаконными постановления Администрации Частинского муниципального района № 271 от 01.07.2019 «О реорганизации муниципальных бюджетных образовательных учреждений», постановления Администрации Частинского муниципального района № 287 от 08.07.2019 «О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений» - удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление Администрации Частинского муниципального района № 271 от 01.07.2019 «О реорганизации муниципальных бюджетных образовательных учреждений», постановление администрации Частинского муниципального района № 287 от 08.07.2019 «О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений»,
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Частинского муниципального района Пермского края обратился в суд с административным иском о признании незаконными постановлений Администрации Частинского муниципального района Пермского края от 08.07.2019 года № 278 и от 01.07.2019 года № 271 указывая в обоснование требований, что прокуратурой Частинского муниципального района проведена проверка на предмет соответствия указанных постановлений федеральному и региональному законодательству, в ходе которой установлено противоречие правовых актов федеральному и региональному законодательству.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционных жалобах просят Администрация Частинского муниципального района, Управление образования администрации Частинского муниципального района, считают его незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации Частинского муниципального района Пермского края не явился, извещался.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Частинского муниципального района - Катырев Е.В. (по доверенности) в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить
Представитель административного истца – Королева М.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края № 271 от 01.07.2019 года принято решение реорганизовать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Бабкинский детский сад (МБДОУ «Бабкинский детский сад» в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бабкинская средняя школа» /л.д.38,39/.
Кроме этого, постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края № 287 от 08.07.2019 принято решение реорганизовать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх – Рождественская основная общеобразовательная школа» (МБОУ ««Верх – Рождественская основная общеобразовательная школа» в форме присоединения его к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ножовская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»/л.д.31/.
Полагая, что указанные выше постановления противоречат действующему законодательству прокурор, обратился с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя требования прокурора, и признавая незаконными и несоответствующими положениям действующего законодательства постановление № 287 от 08.07.2019 и постановление № 271 от 01.07.2019 администрации Частинского муниципального района Пермского края суд первой инстанции исходил из того, что указанные постановления приняты без учета мнений жителей населенных пунктов.
Судебная коллегия, изучив материалы дела не усматривает оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), реорганизация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Реорганизация образовательной организации производится в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (часть 11 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством и на основании частей 11,14 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 271 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Пермского края от 14.12.2007 года № 150 – ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 31.10.2013 № СЭД - 26-01-04-980 (ред. от 01.11.2017) утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решений о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти или ведении органов местного самоуправления Пермского края, о передаче в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации и изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью (Порядок).
Пунктом 4 данного Порядка главам муниципальных образований при проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов местного самоуправления, рекомендовано руководствоваться настоящим порядком.
Постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края от 28.02.2018 № 91 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа ликвидации муниципальных учреждений и внесения в них изменений (Порядок №91).
В соответствии с разделом III Порядка № 91 при реорганизации муниципальных образовательных учреждений уполномоченный орган (Управление образования) создает комиссию последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении Управления образования Администрации Частинского муниципального района.
Решение о реорганизации муниципальной образовательной организации (учреждения) допускается на основании положительного заключения комиссии, по оценке последствий принятого решения.
Приказом управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края от 04.10.2017 года на территории Частинского муниципального района была создана комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения /л.д.41,42/, вместе с которым утвержден состав данной комиссии/л.д.47/.
Как установлено материалами дела 11.02.2019 года состоялось заседание Комиссии с повесткой: «о реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Бабкинский детский сад» путем присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бабкинская средняя общеобразовательная школа»/л.д.15,16/. Решением указанной комиссии было утверждено положительное заключение по оценке последствий принятия решения о реорганизации.
На основании положения пунктов 2.8,2.9 Порядка 11.02.2019 года было подготовлено заключение о целесообразности принятия решения о ликвидации /л.д.19,20/.
Постановлением главы Частинского муниципального района № 271 от 01.07.2019 года было принято решение о реорганизации /л.д.29/.
Кроме этого 11.02.2019 года состоялось заседание комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации, на повестку дня которой поставлен вопрос о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх-Рождественская общеобразовательная школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному «Ножовская средняя общеобразовательная школа»/л.д.12,13/. По результатам заседания данной комиссии принято решение об утверждении положительного заключения по оценке последствий принятия решения о реорганизации.
На основании положительного заключения 08.07.2019 года администрацией Частинского муниципального района было принято постановление № 287 о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх-Рождественская общеобразовательная школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному «Ножовская средняя общеобразовательная школа»/л.д.31/.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые постановления не отвечают требованиям законности исходя из следующего.
Как установлено положением части 11 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации государственной или муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии, по оценке последствия такого решения.
В соответствии с положением пунктом 2.7 Порядка установлено, что при принятии решения в соответствии со своей компетенцией Комиссия принимает во внимание мнение заинтересованных представителей (обучающихся, их родителей, работников образовательных учреждений) органов местного самоуправления, органов государственной власти Пермского края.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений представителя административного ответчика постановления о проведении собраний граждан в Частинском муниципальном районе» были изданы только 05.03.2019 № 70 и 05.03.2019 № 7 и были проведены в с. Бабка - 15.03.2019 и в с. Ножовка - 14.03.2019 года соответственно/л.д.87/.
Материалами дела установлено, что собрание граждан по вопросу реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх-Рождественская общеобразовательная школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ножовская средняя общеобразовательная школа» проводилось 11.03.2019 года, то есть также после заседания комиссии /л.д.77/.
Из пояснений членов комиссии Качиной С.М. Байдиной /л.д.61, 63/, которые были даны в ходе прокурорской проверки, также установлено, что обучающиеся, их родители, работники образовательных учреждений не приглашались, их мнение не заслушивалось и не учитывалось.
Представленный в материалы дела протокол опроса, от 29.10.2018 года /л.д.92/ не может указывать на соблюдение установленного порядка, поскольку он противоречит пояснениям членов комиссии, кроме этого он не был принят во внимание при принятии оспариваемого решения, администрацией Частинского муниципального района поскольку при указании на иные протоколы опроса (от 11.03.2019) указание на протокол опроса от 29.10.2018 в постановлении отсутствует/л.д.29/.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что комиссией, при оценке последствий принятия решения о реорганизации не могла быть дана мотивированная оценка по всем необходимым критериям, исходя из следующего.
В соответствии с положением пункта 2.1.3 Положения о создании комиссии № 154 от 04.10.2017 года комиссия осуществляет, в том числе, функции по оценке последствий принятия решения о реорганизации образовательных учреждений.
Как установлено положением пункта 2.5.6 Положения, материалами, необходимыми Комиссии для оценки являются, в том числе социально - экономическое обоснование реорганизации.
Из протокола № 6 от 11.02.2019 года заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх-Рождественская общеобразовательная школа» в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному «Ножовская средняя общеобразовательная школа», протокола № 7 заседания комиссии по оценке последствия принятия решения о реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Бабкинский детский сад» путем присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бабкинская средняя общеобразовательная школа» следует, что комиссии были представлены информационная аналитическая справка, анализ материально – технической базы, анализ и перспективы демографической информации содержащей социально – экономическое обоснование реорганизации.
Вместе с тем в материалы дела документов в подтверждение социально – экономического обоснования реорганизации представлено не было. Имеющиеся в материалах дела информационно – аналитические справки, вопреки доводам заинтересованного лица данной информации также не содержат.
Имеющееся в аналитических справках указание на возможность создания оптимальной (эффективной) сети образовательных учреждений Частинского муниципального района для решения социально – педагогических задач, создание благоприятных условий для обеспечения качественного образования, повышения эффективности использования интеллектуальных и материальных образовательных ресурсов образовательных учреждений, а также выполнения Указов Президента, не являются, по мнению судебной коллегии, социально – экономическим обоснованием проводимой реорганизации, которое, по – сути, должно носить форму расчета обосновывающее экономическую целесообразность проводимых реорганизаций.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что косвенно отсутствие данного документа подтверждается и протоколом собрания граждан, которое было проведено 11.03.2019 года, где на вопрос жителя населенного пункта «Верх-Рождество» о наличии экономии после оптимизации и просьбы о представлении экономических расчетов, заместитель главы по социальным вопросам администрации Частинского муниципального округа Байдина Н.И. сведений подтверждающих финансово - экономическое обоснование реорганизации не огласила, ограничившись указанием на то, что расчеты будут представлены к следующей встрече /л.д.79/.
Учитывая изложенное выше судебная, коллегия приходит к выводу о том, что заключения комиссии приняты с нарушением Порядка, предусмотренного Приказом Управления образования администрации Частинского муниципального района от 04.10.2017 № 154, а также Приказа Министерства образования и науки Пермского края от 31.10.2013 № СЭД – 26-01-04-980.
В соответствии преамбулой постановления администрации Частинского муниципального района от 01.07. 2019 № 271, от 08.07.2019 № 287 данные постановления приняты на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, в также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесение в них изменений, утвержденного постановлением Администрации Частинского муниципального района от 28.02.2018 № 91, положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения и учреждения, образующего социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования.
Таким образом, постановления администрации Частинского муниципального района № 271 от 01.07.2019, № 287 от 08.07.2019 о реорганизации муниципальных бюджетных учреждений, принятые на основании заключений комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения и учреждения образующего социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей от 11.02.2019 года, противоречат требованиям статьи 22 Федерального закона № 273 – ФЗ вследствие с чем решение суда о признании их незаконными является обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края о нарушении процессуальных прав и незаконном отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения административного дела основанием к отмене решения суда являться не может поскольку судом был соблюден порядок извещения сторон в судебное заседание, стороны были извещены надлежащим образом, ходатайство Управления образования (привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица 09.09.2019 /л.д.163/) было оглашено и рассмотрено в ходе судебного заседания и в его удовлетворении было отказано ввиду отсутствия уважительности причин неявки, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно продолжил рассмотрение административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Довод апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав и законных интересов конкретных лиц оспариваемыми постановлениями, и как следствие отсутствие необходимой совокупности для удовлетворения требований, подлежит отклонению поскольку в настоящем деле в соответствии с положением части 1 статьи 39 КАС РФ прокурором заявлен иск в защиту неопределенного круга лиц в число которых входят обучающиеся, их родители, законные представители, работники образовательных учреждений, органы местного самоуправления, органы государственной власти.
Иных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Другие доводы апелляционных жалоб правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую коллегия находит правильной.
Обобщая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Частинского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи