Решение по делу № 33-12701/2021 от 29.09.2021

Судья: Мядзелец Е.А. Дело № 33-12701/2021

А-2.209

24RS0048-01-2021-000202-18

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.,

судей Охременко О.В., Русанова Р.А.,

при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.

гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности,

по апелляционной жалобе АО «РУСАЛ Красноярск»,

на решение Советского районного суда г.Красноярскаот 14 июля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации – удовлетворить.

Признать незаконной деятельность акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» по осуществлению выбросов вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации.

Обязать акционерное общество «РУСАЛ Красноярск» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к АО «РУСАЛ Красноярск».

Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в отношении АО «РУСАЛ Красноярск» природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Енисейского межрегионального Росприроднадзора и министерства экологии и рационального природоиспользования Красноярского края, были установлены нарушения АО «РУСАЛ Красноярск» требований природоохранного законодательства, а именно: выброс бензола – вещества 2 класса опасности в отсутствие нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами.

Просил признать деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» по выбросу вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации незаконной, обязать АО «РУСАЛ Красноярск» в срок до 01.05.2021 разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Данилина А.Е. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, судом неправильно определены обстоятельство, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Данилиной А.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Красноярского края Шадриной Е.А., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.30 Федерального закона РФ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. ст. 22, 31.1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В силу положений ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, Филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» г. Красноярск (ЦЛАТИ по Енисейскому региону) в деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» проведена проверка в отношении АО «РУСАЛ Красноярск», в ходе которой установлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

В хозяйственной деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» использует и эксплуатирует основные производства и цеха: - электролизное производство; - литейное производство; - анодное производство; - цех транспортировки глинозема и фторсолей; - цех пылеулавливания и производства фторсолей; - энергоцех; - железнодорожный цех. Электролизное производство осуществляется в 24 корпусах электролиза: - корпуса №№1, 4 - по 94 электролизера с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпуса №№ 2, 3, 5, 6 - по 86 электролизеров с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпус № 7 - 94 электролизера с обожженными анодами; - корпус № 8 - 120 электролизеров с обожженными анодами; - корпус № 26 - 74 рафинировочных электролизера и две ванны-матки для производства алюминия высокой чистоты; - корпус № 26 - 65 электролизеров с обожженными анодами; - корпуса электролиза №№ 9-16 по 92 электролизера с самообжигающимися анодами (технология Содерберга); - корпуса электролиза №№ 17-23 по 98 электролизеров с самообжигающимися анодами (технология Содерберга). Анодное производство состоит из следующих объектов: главный корпус - размольно-смесильное и дозировочное отделения; прокалочное отделение с утилизационной котельной и узлами выдачи анодной массы; склад кокса: склад пека; склад сухой анодной массы; котельная высокотемпературного теплоносителя (ВОТ); участок производства подштыревой анодной массы.

Деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» осуществляется на основании нормативной разрешительной документации в сфере охраны атмосферного воздуха.

Вместе с тем, проверка показала, что указанные объекты эксплуатируются с нарушением требований природоохранного законодательства.

АО «РУСАЛ Красноярск» осуществляет выброс бензола – вещества 2 класса опасности на ИЗА №0669 в отсутствие нормативов допустимых высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности), что подтверждается протоколом анализа от 12.11.2020 №28г-ПВ.

30.11.2020 Красноярской природоохранной прокуратурой вынесено представление о принятии безотлагательных мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

24.12.2020 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора вынесено постановление №02-1/15-344 о назначении административного наказания, которым АО «РУСАЛ Красноярск» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ «Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание, что в силу закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица нарушения требований природоохранного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по выбросу вещества 2 класса опасности – бензола в отсутствие нормативно-разрешительной документации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, РФ, и является незаконной в отсутствие нормативно-разрешительной документации.

В связи с чем суд обоснованно признал требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обязать АО «РУСАЛ Красноярск» установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на доказательствах, всесторонне и полно исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок, установленный судом для исполнения требований природоохранного прокурора, является неисполнимым, судебной коллегией отклоняется.

Порядок получения комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 №143.

В силу п. 3 названного Порядка комплексное экологическое разрешение выдается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 4 месяца с даты регистрации заявки на получение разрешения.

Подаче указанной заявки предшествует нормирование выбрасываемых веществ, что определено в ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Тем самым, установленный обжалуемым решением срок для исполнения обязанности АО «РУСАЛ Красноярск» по нормированию вещества 2 класса опасности – бензола и внесению изменений в комплексное экологическое разрешение является разумным и достаточным, тем более с учетом прошедшего года с момента проведения настоящей проверки.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию с судебной оценкой представленных и собранных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Красноярска от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «РУСАЛ Красноярск» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-12701/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
РУСАЛ КРАСНОЯРСК АО
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Охременко Ольга Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
11.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2021Передано в экспедицию
11.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее