Дело №2а-844/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Няндома 23 октября 2020 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Тимошенко А.Г.,
при секретаре Флемер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Хандриковой И.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени,
установил:
МИФНС №5 по АО и НАО обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к Хандриковой И.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, указав в обоснование, что 15 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ №. 29 июня 2020 года данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от должника. МИФНС №5 по АО и НАО с отменой приказа не согласна, поскольку ответчиком задолженность не уплачена. Согласно данным Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, Хандриковой И.В. принадлежит на праве собственности: ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с главой 32 НК РФ ответчику начислен налог на имущество физических лиц: за 2016 г. в сумме 1451 рубль – срок уплаты 1 декабря 2017 г., обязанность по уплате исполнена не своевременно; за 2017 г. в сумме 1907 рублей – срок уплаты 3 декабря 2018 г., обязанность по уплате не исполнена; за 2018 г. в сумме 1950 рублей – срок уплаты 2 декабря 2019 г., обязанность по уплате не исполнена. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за период с 2 декабря 2017 г. по 10 июля 2019 г. в сумме 94 рубля 56 копеек; с 4 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г. в сумме 27 рублей 38 копеек, с 3 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г. в сумме 23 рубля 37 копеек. Просит взыскать в доход государства задолженность в общей сумме 4002 рубля 31 копейка, в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2017, 2018 г.г. в размере 3857 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 2 декабря 2017 г. по 28 января 2020 г. в сумме 145 рублей 31 копейка.
Административный истец МИФНС №5 по АО и НАО, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Административный ответчик Хандрикова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила возражения, в которых указала на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с настоящим иском. Полагает, что административный истец обращаясь в суд с настоящим административным иском должен подтвердить свои полномочия, а также гражданство Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.289 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии стороны административного истца.
На основании ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при сложившейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что налоговый орган вправе обратится в суд с заявлением о взыскании суммы налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев либо со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, либо со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Хандрикова И.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ей на праве собственности принадлежит: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Указанное обстоятельство подтверждается, выписками из ЕГРН от 6 и 8 октября 2020 г. №№ и №.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
29 января 2019 г. МИФНС №5 по АО и НАО в адрес административного ответчика направлено требование №2730 об уплате налога на имущество физических лиц (срок уплаты 3 декабря 2018 г.) в размере 1907 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 38 копеек. Срок исполнения настоящего требования установлен до 15 марта 2019 г.
11 июля 2019 г. МИФНС №5 по АО и НАО в адрес административного ответчика направлено требование №12426 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц 94 рубля 56 копеек. Срок исполнения настоящего требования установлен до 1 ноября 2019 г.
29 января 2020 г. МИФНС №5 по АО и НАО в адрес административного ответчика направлено требование №1755 об уплате налога на имущество физических лиц (срок уплаты 2 декабря 2019 г.) в размере 1950 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц 23 рубля 37 копеек. Срок исполнения настоящего требования установлен до 24 марта 2020 г.
Факт направления указанных требований подтверждается приложенным к административному исковому заявлению списками почтовых отправлений.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области от 15 июня 2020 г. с Хандриковой И.В. в доход государства была взыскана задолженность в 4002 рубля 31 копейка, в том числе налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 год в размере 3857 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 г. по 28 января 2020 г. в сумме 1453 рубля 31 копейка, при этом с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 8 июня 2020 г.
Поскольку сумма задолженности превысила 3 000 рублей, налоговый орган, с учетом положений п. 3 ст. 409 НК РФ, имел право обратиться в суд в течение шести месяцев начиная с 24 марта 2020 г. (требование №1755), соответственно, срок обращения в суд истекал 24 сентября 2020 г., тогда как заявление о вынесении судебного приказа поступило к мировому судье судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области 8 июня 2020 г., то есть в установленный законом срок.
На основании определения мирового судьи судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области от 29 июня 2020 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Настоящее исковое заявление было направлено в суд 28 сентября 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, а следовательно, довод стороны административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд подлежит отклонению.
Суд находит несостоятельным и довод административного ответчика о том, что административный истец должен подтвердить свои полномочия, а также гражданство Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 4 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, МИФНС №5 по АО и НАО является территориальным органом Федеральной налоговой службы, наделенной функциями контроля за уплатой обязательных платежей, поэтому в силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на государственной гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания сомневаться в гражданстве Российской Федерации Врио начальника МИФНС №5 по АО и НАО советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Богатовой М.О.
Ссылка административного ответчика на подачу заявления о снятии с налогового учета и исключении сведений из ЕГРН от 13 февраля 2019 г. не исключает обязанность административного ответчика оплачивать налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается принадлежность ответчику в налоговый период 2016, 2017, 2018 г. указанного в иске недвижимого имущества, а административным ответчиком доказательств уплаты налога в срок, установленный действующим законодательством, и пени, заявленные административным истцом, в заявленном или ином размере не представлено, то суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований МИФНС №5.
В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Хандриковой И.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить.
Взыскать с Хандриковой И.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2017, 2018 годы в размере 3857 рублей (реквизиты: УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК – 18210601030131000110); по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за период с 2 декабря 2017 г. по 28 января 2020 г. в размере 145 рублей 31 копейка (реквизиты: УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210601030132100110), всего 4002 рубля 31 копейка.
Взыскать с Хандриковой И.В. в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко