Решение по делу № 2-505/2022 (2-8198/2021;) от 24.09.2021

Дело № 2-505/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      24 февраля 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Шалуповой Т.С.,

с участием прокурора Табакова И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко ВИ к Министерству здравоохранения Челябинской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Ордена трудового красного знамени «Городская клиническая больница №1 г. Челябинск» о взыскании материального и морального ущерба, возложении обязанности по выписыванию рецептов на бесплатные лекарственные препараты,

У С Т А Н О В И Л:

Марченко В.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Ордена трудового красного знамени «Городская клиническая больница №1 г. Челябинск» (далее - ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1) о взыскании материального ущерба за приобретенные лекарственные препараты в размере 114409 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7426 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, возложении обязанности по выписыванию рецептов на бесплатные лекарственные препараты непосредственно медицинским работником назначившим препарат (препараты) в полном объеме назначения во время приема (с учетом уточнения исковых требований).

В обоснование иска указал, что апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства здравоохранения Челябинской области в его пользу взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 55886 рублей, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, также на Министерство здравоохранения Челябинской области возложена обязанность обеспечивать его всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача. С ГАУЗ ОТКЗ ГКБ в его пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей и возложена обязанность выдавать рецепты на его бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача. Однако не на все лекарственные препараты ему выдаются рецепты, в связи с чем, он вынужден приобретать лекарственные препараты за свой счет. Незаконными действиями ответчиков ему причинен моральный вред.

Истец Марченко В.И. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.

Представители ответчиков Министерства здравоохранения Челябинской области и ГАУЗ ОТКЗ ГКБ судебное заседание после перерыва, объявленного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения, ранее участвовали в судебных заседаниях, против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, указанным в письменных отзывах.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании считал, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом нарушения допущенные ответчиками по обеспечению лекарственными препаратами истца.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав истца и прокурора, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Марченко В.И. длительное время является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно, имеет заболевание «<данные изъяты>» и ряд сопутствующих заболеваний.

Наблюдается в лечебном учреждении ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 г.Челябинск. Также в связи с обострением заболеваний с августа по сентябрь 2021 года проходил лечение в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» и ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Челябинск).

    Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Марченко В.И. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 55886 рублей, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, также на Министерство здравоохранения Челябинской области возложена обязанность обеспечивать Марченко В.И. всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача. С ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 в пользу Марченко В.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей и возложена обязанность выдавать рецепты на его бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указанное апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба Марченко ВИ - без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В исковом заявлении Марченко В.И. ссылается на то, что не обеспечивался в период с июня 2018 года по ноябрь 2021 года в необходимом объеме лекарственными препаратами ответчиками, в связи с чем, вынужден приобретать их за свой счет.

    Разрешая исковые требования в данной части, суд исходит из следующего.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с ч.2 ст. 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статья 5.1 этого Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.

Согласно п. п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пункт 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения», предусматривающим право неработающих инвалидов 2 группы получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулировался до 06 апреля 2019 года Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Согласно положений которого, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 года №252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты». Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Новый Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 14 января 2019 года №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» содержит аналогичные положения.

Согласно подп. 19 п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного Постановление Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года №383, Министерство здравоохранения Челябинской области организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Как указывалось ранее, Марченко В.И. длительное время является неработающим инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно, ему выставлен диагноз «<данные изъяты>», так же он имеет ряд сопутствующих заболеваний, по которым лечащими врачами, согласно сведений амбулаторной карты, Городского консилиума от ДД.ММ.ГГГГ, ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1, выписных эпикризов ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» и ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Челябинск) истцу в спорный период назначались лекарственные препараты: <данные изъяты>

    По иным препаратам, заявленным в претензиях, доказательств, подтверждающих их назначение, в материалы дела в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца не представлено.

Как следует из материалов дела, Марченко В.И. неоднократно обращался в ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 с претензиями по необеспечению всеми лекарственными препаратами и по вопросу возмещения ему расходов за самостоятельно приобретенные лекарственные средства.

Как следует из ответов ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 на претензии, Марченко В.И. не обеспечивался лекарственными препаратами, которые назначались лечащим врачом однократно: <данные изъяты>, а также не выписывались рецепты на лекарственные препараты, которые не входят в «Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    То обстоятельство, что Марченко В.И. обеспечивался не всеми лекарственными препаратами, назначаемыми лечащими врачами, подтверждается и материалами исполнительного производства, представленными судебным приставом-исполнителем на запрос суда.

Поскольку Марченко В.И. имеет ряд заболеваний, кроме «<данные изъяты>», является неработающим инвалидом <данные изъяты>, которым на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения» бесплатно предоставляются все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели, суд приходит к выводу о нарушении ответчиками прав истца на гарантированное законом получение бесплатной медицинской помощи, выразившееся в отказе в выдаче рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, суд полагает, что поскольку истец не обеспечивался всеми лекарственными препаратами, назначаемыми лечащими врачами, что подтверждается материалами дела, лекарственные препараты приобретались истцом за счет собственных средств, истец имеет право на возмещение данных расходов.

Согласно сведений амбулаторной карты, Городского консилиума от ДД.ММ.ГГГГ, выписных эпикризов ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» и ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Челябинск), представленных кассовых чеков, истцу в спорный период назначались лекарственные препараты: <данные изъяты> и он их приобрел за счет собственных средств на сумму (2138, 50 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2136,70 рублей + 1132,60 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 1204 рублей + 1043 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 4912 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 1196,24 рублей + 2211 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 334,90 рублей + 1111,90 рублей + 2205,90 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 548 рублей + 1084 рублей + 198 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 534 рублей + 1290 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2156 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2127 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2073 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2024 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 1086 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 1162 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2178 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2074 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2013 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 1174 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 787,10 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 76 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 787 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 787 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2559 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2559 рублей (претензия с чеком) + 2788 рублей (претензия с чеком) + 848 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 138,90 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 847 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 209 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 439 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком) + 2375,60 рублей + 732,40 рублей (претензия с чеком) + 950 рублей (претензия с чеком) + 710 рублей (претензия с чеком) + 366 рублей + 65 рублей + 707 рублей (претензия от ДД.ММ.ГГГГ с чеком)) 60078,74 рублей, которая подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Челябинской области.

По иным препаратам и понесенным расходам в размере (114409 рублей – 60078,74 рублей) 54330,26 рублей исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку материалы дела не содержат доказательств, что препараты истцом были приобретены именно после назначения лечащего врача, представленная в материалы дела амбулаторная карта данных сведений не содержит.

Пунктом 1 статьи 395 предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.

Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 2019 года по 2021 год в размере 7426 рублей не подлежит удовлетворению, поскольку статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, в данном случае обязанность по выплате истцу денежных средств возникает с момента вступления в законную силу решения суда, в связи с чем, оснований для начисления процентов на сумму расходов до момента вступления в законную силу судебного акта о взыскании таких расходов (убытков) не имеется.

Разрешая требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Меры, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, по предоставлению бесплатных лекарственных препаратов, направлены на создание данной категории граждан достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим направлены на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами указанных права, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что обеспечение граждан лекарственными препаратами неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Так, определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из установленных обстоятельств, учитывает характер нравственных и физических страданий, полученных Марченко В.И. вследствие отказа в выдачи рецептов на получение всех лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами, в льготном порядке, не предоставление заявок на все назначаемые лекарственные препараты, вместе с тем учитывает отсутствие явных негативных последствий, степень вины ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1, руководствуется принципом разумности и справедливости, в связи с чем, полагает возможным определить ко взысканию в пользу истца с ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 компенсацию морального вреда за не предоставление лекарственных препаратов в льготном порядке в размере 5000 рублей.

Поскольку материалами дела подтверждается, что Марченко В.И. предоставлялись не все лекарственные препараты, назначаемые лечащими врачами, Министерство здравоохранения Челябинской области не принимало никаких мер и контроля по обеспечению Марченко В.И. в спорный период всеми лекарственными препаратами, суд с учетом приведенных выше норм законодательства полагает необходимым взыскать с данного ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд оснований не находит.

Разрешая требование о возложении обязанности по выписыванию рецептов на бесплатные лекарственные препараты непосредственно медицинским работником назначившим препарат (препараты) в полном объеме назначения во время приема, суд исходит из следующего.

    Правила назначения лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании первичной медико-санитарной помощи регламентирован Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков их учета и хранения», так на основании п. 36 Порядка при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л).

    Согласно пунктам 1,4 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения, являющегося приложением № 3 к приказу Минздрава № 4н от 14 января 2019 года, разрешается изготавливать рецептурные бланки формы № 148-1/у-04(л) с помощью компьютерных технологий, при этом допускается оформление всех реквизитов (за исключением реквизита «Подпись лечащего врача (подпись фельдшера, акушерки») рецептурных бланков, в том числе формы № 148-1/у-04(л) с помощью печатающих устройств.

    Как следует из отзыва ответчика, во исполнение вышеприведенных положений приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации, в целях ускорения приема пациентов и оформления рецептурных бланков, медицинские работники ГАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 после назначения пациенту лекарственной терапии в соответствии с имеющейся клинической картиной и показаниями осуществляют изготовление рецептурных бланков формы № 148-1/у-04(л) с помощью компьютерных технологий с использованием печатающих устройств, после чего проставляют на рецептурном бланке свою подпись, поскольку изготовление реквизита рецептурного бланка «подпись лечащего врача» с помощью компьютерных технологий с использованием печатающих устройств не допускается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком осуществляется выписка рецептов в соответствии с вышеприведенными положениями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по выписыванию рецептов на бесплатные лекарственные препараты непосредственно медицинским работником назначившим препарат (препараты) в полном объеме назначения во время приема не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Марченко ВИ расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 60078 рублей 74 копеек и компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения «Ордена трудового красного знамени «Городская клиническая больница №1 г. Челябинск» в пользу Марченко ВИ компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Марченко ВИ – отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:          п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 25 февраля 2022 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Помощник судьи: Т.С. Шалупова

2-505/2022

74RS0002-01-2021-008118-59

Центральный районный суд г. Челябинска

2-505/2022 (2-8198/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Центрального района г. Челябинска
Марченко Владимир Иванович
Ответчики
Минздрав Челябинской области
ГАУЗ ОТКЗ ГКБ № 1
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
24.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.11.2021Предварительное судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Дело оформлено
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее