дело № 72-216/2024
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 28 марта 2024 года
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кузнецовой О.А. на постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 31 октября 2023года № 29-05-53-630, решение исполняющего обязанности директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - главного государственного жилищного инспектора Свердловской области от 22 ноября 2023 года и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 января 2024 года №12-8/2024, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Токарей 24» (далее - ТСЖ «Токарей 24») Горшковой Натальи Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решениями вышестоящего должностного лица и судьи районного суда, председателю правления ТСЖ «Токарей 24» Горшковой Н.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе защитник Кузнецова О.А. просит об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Горшкову Н.В., защитника Кузнецову О.А., допросив потерпевшего ( / / )5., прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно за переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 000 до 5 000 рублей.
На основании ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
В соответствии с п. 17 Минимального перечня услуг и работ к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, относятся: проверка исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах и водоподкачках в многоквартирных домах; постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования; гидравлические и тепловые испытания оборудования индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек; работы по очистке теплообменного оборудования для удаления накипно-коррозионных отложений; проверка работоспособности и обслуживание устройства водоподготовки для системы горячего водоснабжения. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относятся: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Пунктом 9.2.1 указанных Правил установлено, что отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2021 года по делу № А60-21844/2021 удовлетворены исковые требования публичного акционерного общества «Т Плюс» (далее - ПАО «Т Плюс»), суд обязал ТСЖ «Токарей 24» в течение 10дней с момента вступления решения суда в законную силу и начала отопительного сезона обеспечить в здании, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Токарей, д. 24, соблюдение установленных значений термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя. Арбитражным судом установлено, что обязанность потребителя соблюдать среднесуточную температуру теплоносителя в обратном трубопроводе, которая не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%, установлена договором, а также п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Суд установил факт нарушения ТСЖ «Токарей 24» термодинамических параметров, что повлекло превышение температуры обратной сетевой воды заданной температурным графиком температуру более чем на 5% (от 6% до 10%).
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ТСЖ «Токарей 24» на основании решения заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о проведении документарной проверки от 17 августа 2023года № 29-08-44-77, уполномоченным должностным лицом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выявлены нарушения п. 17, 18 Минимального перечня услуг и работ, выразившиеся в том, что ТСЖ «Токарей 24», руководителем которого является Горшкова Н.В., обладающая информацией о нарушении температуры обратной сетевой воды, каких-либо незамедлительных мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения не принимает с января 2019 года.
Результаты проверки отражены должностным лицом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в акте внеплановой выездной проверки от 14 сентября 2023 года № 29-08-45-87.
По факту выявленных нарушений 5 октября 2023 года уполномоченным должностным лицом - главным специалистом отдела организации жилищного надзора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении председателя правления ТСЖ «Токарей 24» Горшковой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 31 октября 2023 года заместителем главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, заместителем директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесено постановление о назначении Горшковой Н.В. административного наказания.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 5 октября 2023 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обращением ( / / )6.; решением о проведении документарной проверки от 17 августа 2023 года № 29-08-44-77; актом внеплановой документарной проверки от 14 сентября 2023 года № 29-08-45-87, которым была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства, должностные лица и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Горшковой Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Горшковой Н.В., не имеется.
Действиям Горшковой Н.В. дана верная юридическая оценка по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы защитника о том, что вменяемое событие административного правонарушения относится к периоду 2019 года, а не к периоду проведения внеплановой документарной проверки, отклоняются, поскольку предметом проверки, исходя из решения о проведении документарной проверки от 17 августа 2023 года № 29-08-44-77, являлось соблюдение обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома, не ограниченное каким-либо временным периодом (п. 10 решения). Тот факт, что проверка проведена в отношении ТСЖ «Токарей 24», а не Горшковой Н.В., не имеет правового значения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 названного Кодекса), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Следует также отметить, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 9 февраля 2024 года № А60-62829/2023, вступившим в законную силу 26 февраля 2024 года, в удовлетворении заявления ТСЖ «Токарей 24» о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 17 октября 2023года № 29-05-53-577 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
Из содержания решения следует, что ТСЖ «Токарей 24» привлечено к административной ответственности по результатам проведения поверки, оформленной актом рассматриваемой внеплановой документарной проверки от 14 сентября 2023 года № 29-08-45-87. Соответственно, факт нарушения п. 17, 18 Минимального перечня услуг и работ со стороны ТСЖ «Токарей 24» установлен вступившим в законную силу решением арбитражного суда.
Суждения защитника об устранении выявленных нарушений обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома опровергаются совокупностью представленных доказательств.
Так, согласно акту внеплановой документарной проверки от 3 июля 2023 года № 29-08-45-53 в ходе анализа карточек регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии и горячего водоснабжения выявлено нарушение п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (в части параметров теплоносителя и воды).
Согласно письму ПАО «Т Плюс» от 6 февраля 2024 года по результатам анализа среднесуточной температуры на обратном трубопроводе, температуры наружного воздуха и показаний температуры, утвержденной в температурном графике, в период с 27 декабря 2023 года по 28 января 2024 года установлено ежедневное превышение температуры обратной сетевой воды заданной температурным графиком температуры более чем на 5% (от 5,82 до 26,51%).
Допрошенный в судебном заседании потерпевший ( / / )7 также показал, что нарушения обязательных требований до настоящего времени не устранены.
Таким образом, доказательств, подтверждающих устранение допущенных нарушений, в материалах дела не имеется, стороной защиты не представлено.
Доводы жалобы защитника сводятся к оспариванию установленных должностными лицами и судьей районного суда фактических обстоятельств дела и несогласию заявителя с оценкой доказательств, не свидетельствуют о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований. Аналогичные по существу доводы жалобы являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении судьи районного суда.
Оснований для переоценки выводов должностных лиц и судьи районного суда не имеется, выводы о виновности Горшковой Н.В. в совершении административного правонарушения являются правильными, должным образом мотивированными с приведением исчерпывающих оснований в постановлении и судебном акте.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Горшковой Н.В. в материалах дела не имеется. Принцип презумпции невиновности, установленный ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
Иные доводы жалобы стороны защиты не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на существо административного правонарушения и не могут являться основанием для освобождения Горшковой Н.В. от административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Горшковой Н.В. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Тезис жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклонятся.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 названного Кодекса, составляет 60 календарных дней со дня его совершения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вопреки доводам жалобы деяние, предусмотренное ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в указанном случае представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение виновным лицом предусмотренных законом обязанностей (непринятие незамедлительных мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения, предусмотренных п. 17 Минимального перечня услуг и работ, с января 2019 года), то есть является длящимся.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день оформления акта внеплановой документарной проверки, то есть 14 сентября 2023 года.
Соответственно, срок давности привлечения Горшковой Н.В. к административной ответственности начал исчисляться с 14 сентября 2023 года. Последним днем для привлечения Горшковой Н.В. к административной ответственности являлось 11 декабря 2023 года. Постановление о назначении ей административного наказания вынесено должностным лицом 31 октября 2023 года, то есть с соблюдением установленного законом срока давности.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Горшковой Н.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния. Наказание в виде административного штрафа назначено Горшковой Н.В. в размере, предусмотренном санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
Правовых оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, наличия непосредственной угрозы безопасности жизни и здоровья людей в результате бездействия по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Также непринятие незамедлительных мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения является нарушением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые приняты в целях поддержания исправного состояния, экономичной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок. Нарушение названных Правил бесспорно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозу чрезвычайной ситуации техногенного характера, а также угрозу причинения имущественного ущерба.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении Горшковой Н.В. от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, не установлено.
Порядок привлечения Горшковой Н.В. к административной ответственности не нарушен.
Пересмотр постановления вышестоящим должностным лицом и судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решения по результатам рассмотрения жалоб соответствуют требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение постановления и решений, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу решений по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 31 октября 2023 года № 29-05-53-630, решение исполняющего обязанности директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - главного государственного жилищного инспектора Свердловской области от 22 ноября 2023 года и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 января 2024 года № 12-8/2024, вынесенные в отношении председателя правления ТСЖ «Токарей 24» Горшковой Натальи Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Кузнецовой О.А. - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев