К О П И Я
Апелл. дело №33а-1854/2022
Первая инстанция № 2а-475/2022
УИД 89RS0002-01-2019-002301-31
Судья Сукач Н.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 августа 2022 года город Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,
судей коллегии Ощепкова Н.Г., Зотиной Е.Г.,
при секретаре Ишметовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Лабытнанги и по апелляционным жалобам ООО «Комфортный дом» и ООО «ЯмалСтройСервис» на решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 15 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., пояснения прокурора Рукавишникова П.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации МО г. Лабытнанги, МУ УЖКХ Администрации г. Лабытнанги и к управляющим компаниям: ООО «Престиж», ООО «Комфортный дом», МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал», ООО «ЯмалСтройСервис», ООО «Монолит», ООО «Модерн», ООО «Альфа Групп» и ТСЖ «Золотое Кольцо» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить следующие действия:
обязать Администрацию г. Лабытнанги и МУ УЖКХ Администрации г. Лабытнанги привести реестр мест (площадок) накопления ТКО г. Лабытнанги в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, и разместить данный реестр на официальном сайте муниципального образования г. Лабытнанги в сети Интернет;
обязать Администрацию г. Лабытнанги демонтировать место (площадку) накопления ТКО, расположенную около дома № 83 по ул. Обская в г. Лабытнанги (кафе «Минори»);
обязать Администрацию г. Лабытнанги принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по 109 адресам: ул. Киевская в районе домов № 24 и 26 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050107:38), д. 34 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:389), д. 34а (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Ковалева д. 3 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 9 (территория государственная собственность на которую не разграничена), район домов № 11в и 11г (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 15а (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Комсомольская д. 13 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:579), д. 21 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:573), ул. Корчагинцев район жилых домов № 5а и 6а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 17б (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 19 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:363), д. 34 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050205:307), пер. Космонавтов в районе домов № 3 и 4 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010103:139), д. 22 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010103:139), ул. Ленина д. 8 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:1592), д. 17 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Лесная д. 8 «а» (территория государственная собственность на которую не разграничена), пер. Ленинский, д. 2а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 3 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 8 район котельной (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Мира д. 6 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020103:393), д. 10 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020103:393), д. 14 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020103:393), пер. Молодежный д. 3 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010103:138), д. 11 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:526), ул. Обская д. 13 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Овражная д. 3 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 10 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:570), ул. Озерная д. 2/14 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 5а (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Октябрьская д. 7 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:579), ул. Орлова д. 32 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 35 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Первомайская д. 5а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 61 (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельный участок с кадастровым номером 89:09:010209:1080), пер. Парковый д. 24 (территория государственная собственность на которую не разграничена), пер. Первомайский д. 11а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 15, д. 32 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Пионерская д. 22 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Поисковая д. 3 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 6 (территория государственная собственность на которую не разграничена), район домов 12, 13 и 14 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:236), д. 16 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:236 и территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 17 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:236), ул. Полярная д. 45 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Почтовая в районе домов № 3а и 5а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:408), ул. Рабочая, 2а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 32 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:578), д. 33 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 46 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:578), д. 48 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:578), ул. Революции в районе домов 4 и 6 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:369), д. 4 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:369), д. 8 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:369), д. 8а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050106:130 и территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Речная д. 27 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Рижская д. 11 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:374), д. 13 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:376), д. 27 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:376), пер. Солнечный д. 3 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010103:140), ул. Северная д. 10а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 12б (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 37 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Советская д. 15 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:1595), д. 17 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:1595), ул. Совхозная район балка № 2, ул. Совхозная район балков №№ 53 и 54 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000537), ул. Строителей район жилых домов 6 и 10 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020101:196 и территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 7 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020101:1471), д. 17 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020101:1471), ул. Студенческая д. 17а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010208:40), д. 17б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010208:583), д. 19 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010208:40), д. 19в (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010208:40), пер. Таежный д. 5 (территория государственная собственность на которую не разграничена), между жилыми домами 32а и 33а (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 35 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Тюменская д. 6 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050205:415), д. 10 (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:363), д. 47 (территория государственная собственность на которую не разграничена), пер. Уральский д. 14 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Ханымей д. 1 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:100101:17), ул. Ханмейское шоссе д. 5 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050205:416), д. 19 (территория государственная собственность на которую не разграничена), ул. Центральная д. 29 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:573), д. 37 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:573), д. 38 (территория государственная собственность на которую не разграничена), д. 42 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:000000:571), ул. Школьная д. 3в и 3б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010205:63), ул. Ямальская д. 13 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020101:1470), д. 18 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020101:1470), ул. 40 лет Победы д. 3 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010301:36), пер. Таежный д. 52 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010107:43), пер. Таежный д. 40 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:010105:50);
обязать Администрацию г. Лабытнанги и ООО «Престиж» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Майская д. 11 (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:050204:5, находящемся в управлении ООО «Престиж»), ул. Полярная д. 4 (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:050110:13, находящемся в управлении ООО «Престиж»);
обязать Администрацию г. Лабытнанги и ООО «Комфортный дом» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Обская д. 73а (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:010107:191, находящемся в управлении ООО «Комфортный дом»), ул. Строителей д. 18 (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:020101:191, находящемся в управлении ООО «Комфортный дом»), д. 19 (на земельном участке с кадастровым номером 89:09:020101:1471, правообладателем которого является муниципальное образование г. Лабытнанги, и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:020101:192, находящемся в управлении ООО «Комфортный дом»);
обязать Администрацию г. Лабытнанги и МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Озерная д. 9 (территории государственная собственность на которую не разграничена, на земельном участке с кадастровым номером 89:09:000000:373, правообладателем которого является муниципальное образование г. Лабытнанги, и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:050204:4, находящемся в управлении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал»), ул. Рижская д. 17 (на земельном участке с кадастровым номером 89:09:000000:376, правообладателем которого является «муниципальное образование г. Лабытнанги, и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:050106:5, находящемся в управлении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал»);
обязать Администрацию г. Лабытнанги и ООО «ЯмалСтройСервис» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресу: ул. Советская д. 24а (территория государственная собственность на которую не разграничена и земельном участке под многоквартирным домом с кадастровым номером 89:09:020106:4, находящемся в управлении ООО «ЯмалСтройСервис»);
обязать МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Ковалева д. 15д (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060102:118), ул. Корчагинцев д. 16 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050205:27), ул. Корчагинцев д. 18 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050205:28), ул. Ковалева д. 13и (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060102:110);
обязать МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» и ООО «Престиж» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Ковалева район жилых домов №№ 13а и 13б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060102:110), пер. Уральский между жилыми домами №№ 1 и 3 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050106:4 и земельный участок с кадастровым номером 89:09:050106:3);
обязать ООО «Престиж» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Ковалева д. 15е (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060102:112), ул. Ковалева д. 13б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060102:110), ул. Озерная д. 4 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050203:1), ул. Орлова д. 3 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050103:32), ул. Орлова д. 25а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050107:5), ул. Полярная д. 35 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050108:459), ул. Полярная д. 39 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050108:8), ул. Киевская д. 20 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050105:113), ул. Ковалева д. 11б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:060101:17), ул. Рижская д. 33 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:050110:23);
обязать ООО «Комфортный дом» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам: ул. Ленина д. 10а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020103:44), пер. Ленинский д. 4 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020103:65), ул. Поисковая район жилых домов №№ 7 и 9 (земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:2 и земельный участок с кадастровым номером 89:09:030105:77);
обязать ООО «ЯмалСтройСервис» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 места (площадки) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресу: ул. Обская д. 12б (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020107:17);
обязать ООО «Монолит» принять меры к приведению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 места (площадки) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресу: ул. Центральная д. 19а (земельный участок с кадастровым номером 89:09:020106:251).
После принятия дела к производству суда первой инстанции и неоднократных отмен решений и апелляционных определений судом кассационной инстанции от прокурора г. Лабытнанги дважды поступали уточнения исковых требований (Том №4 л.д.67-69, л.д.97-108).
Представитель административного истца старший помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С. в судебном заседании в очередной раз уточнила требования, просила исключить из предмета иска площадки ТКО по адресам: ул. Овражная 10, ул. Первомайская 61, пер. Парковый 24,ул. Пионерская 22, пер. Таёжный 5, поскольку они соответствуют требованиям СанПин 2.1.3684-21, в остальной части настаивала на удовлетворении административного иска.
Представитель Администрации г. Лабытнанги Ломакина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители ООО «Комфортный дом» Шевченко С.И. и Кучеренко В.А., представитель ООО «ЯмалСтройСервис» Дорошенко Е.Н. исковые требования не признали, указав, что площадки должны оборудоваться Администрацией г. Лабытнанги, так как они в состав общей собственности собственников МКД не включены, управляющим организациям не переданы.
Представители МУ УЖКХиТ Администрации г. Лабытнанги, ООО «Престиж», МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал», ТСЖ «Золотое Кольцо», ООО «Альфа Групп», ООО «Монолит» ООО «Модерн» участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в их отсутствие не обращались.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания.
Решением суда от 15 апреля 2022 года административный иск удовлетворен в части возложения на управляющие организации обязанностей:
на ООО «Престиж» принять меры к приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Лабытнанги по адресам: ул.Майская, 11, ул.Полярная, 4, ул.Ковалева, 15е, ул.Озерная, 4, ул.Орлова, 3, ул.Орлова, 25а, ул.Полярная, 35, ул.Полярная, 39, ул.Революции, 20, ул.Ковалева, 11б. ул.Рижская, 33, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
на ООО «Комфортный дом» принять меры к приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г.Лабытнанги по адресам: ул.Обская, 73а, ул.Строителей, 18, ул.Строителей, 19, ул.Ленина, 10а, пер.Ленинский, 4, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
на МП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» принять меры к приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г.Лабытнанги по адресам: ул.Озерная, 9, ул.Рижская, 17, ул.Ковалева, 15г, ул.Корчагинцев, 16, ул.Корчагинцев, 20, ул.Ковалева, 13и, ул.Ковалева, 13а, пер.Уральский, 1, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
на ООО «ЯмалСтройСервис» принять меры к приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г.Лабытнанги по адресам: ул.Советская, 24а, ул.Обская, 126, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
на ООО «Монолит» принять меры к приведению места (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в г.Лабытнанги по адресу: ул.Центральная, 19а, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С. полагала решение в части отказа в административном иске незаконным и несоответствующим ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, указала, что содержание и создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции администрации, а не управляющих компаний. Также схема размещения площадок и реестр мест (площадок) не соответствует требованиям закона, поскольку составлены на предположениях и не отражает объективных сведений об их собственниках.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «ЯмалСтройСервис» Старостин А.В. просил решение в части возложения обязанностей на управляющую компанию отменить. В обоснование жалобы указал, что места (площадки) накопления ТКО не являются общедомовым имуществом собственников дома, поскольку являются муниципальной собственностью, расположены на земельных участках, принадлежащих муниципалитету, решения общего собрания собственников о принятии в собственность данного имущества отсутствуют.
В апелляционной жалобе директор ООО «Комфортный дом» Шевченко С.И. привела аналогичные доводы для отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, заслушав пояснения прокурора Рукавишникова П.А. настаивавшего на доводах представления, рассмотрев дело по правилам ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Изначально прокурор г. Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования г. Лабытнанги, в не приведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства; о возложении обязанности принять меры к разработке, утверждению и согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО генеральной схемы очистки территории муниципального образования; приведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Решением Лабытнангского городского суда от 17 февраля 2020 года административный иск удовлетворен в части. На администрацию МО г. Лабытнанги возложена обязанность принять меры к приведению в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 132 мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги, в остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ЯНАО от 30 июля 2020 года решение отменено в части возложения обязанности на Администрацию г. Лабытнанги по принятию мер приведения мест (площадок) накопления ТКО в г. Лабытнанги по адресам, указанным в резолютивной части решения, в соответствии с требованиями СанПиН 2.12.2645-10, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В итоге в удовлетворении всех требований было отказано.
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 года апелляционное определение от 30 июля 2020 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в части возложения обязанности на Администрацию г. Лабытнанги принять меры к приведению мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН. В остальной части решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения, вступили в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ЯНАО от 18 марта 2021 года решение Лабытнангского городского суда от 17 февраля 2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 февраля 2020 в части разрешения требований прокурора о возложении на администрацию г. Лабытнанги обязанностей по принятию мер к приведению мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменено. Дело в указанной части направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.
Таким образом, требования прокурора к Администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования г. Лабытнанги, в не приведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства разрешены, в данной части решение суда от 17 февраля 2020 года об отказе в удовлетворении требований оставлено без изменения, вступило в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании решения прокурора г. Лабытнанги от 05.12. 2019 № 714 проведена проверка соблюдения Администрацией г. Лабытнанги требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования г. Лабытнанги, по результатам которой было установлено, что администрацией г. Лабытнанги вопреки требованиям правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08. 2018 № 1039, Федерального закона от 24.06. 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования г. Лабытнанги, не ведется надлежащим образом реестр мест (площадок) накопления ТКО, места (площадки) накопления ТКО не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
В адрес Главы администрации г. Лабытнанги прокуратурой города внесено представление об устранении указанных нарушений.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10 данного Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 13.4 этого же Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденным Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Как было указано выше, решением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 февраля 2020 года был оставлен без удовлетворения административный иск прокурора г. Лабытнанги в части признания незаконным бездействия Администрации г. Лабытнанги, выразившегося в не приведении реестра мест (площадок) накопления ТКО и мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства; возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанности привести реестр мест (площадок) накопления ТКО г. Лабытнанги в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ), Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 (далее Правила №1039), и разместить данный реестр на официальном сайте муниципального образования г. Лабытнанги в сети Интернет.
Решение в данной части судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций оставлено без изменения (т.4 л.д.38-41).
Судебными постановлениями установлено, что Администрацией г. Лабытнанги учреждено МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги», которое является отраслевым органомАдминистрации для осуществления функций и полномочий органов местного самоуправления, предоставления муниципальных услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства и транспорта (т.2 л.д.22-32). Постановлением Администрации №455 от 18 апреля 2019 года МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» переданы полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО (т.1 л.д.53). Распоряжением заместителя начальника МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» от 08 июня 2021 года №6 с изменениями по распоряжению начальника УЖКХ Администрации г. Лабытнанги от 11.02.2022 года № 02 утверждены реестр и схема мест (площадок) накопления ТКО (т.10 л.д. 83-138). В этой связи оснований для вывода о бездействии Администрации по вопросу реализации полномочий, предусмотренных ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ не имелось.
Таким образом, доводы апелляционного представления о том, что схема размещения площадок и реестр мест (площадок) ТКО не соответствуют требованиям закона и не отражают объективных сведений об их собственниках, подлежат отклонению, поскольку решение в денной части вступило в законную силу после кассационного обжалования и повторно оспорено быть не может.
Апелляционное представление и апелляционные жалобы содержат доводы о несогласии с выводами в решении суда, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО лежит на Управляющих компаниях, а не на органе местного самоуправления.
Суд, разрешая требования о возложении обязанности по приведению мест (площадок) ТКО в соответствии с требованиями СанПиН, пришел к выводу, что контейнеры, предназначенные для складирования ТКО собственниками МКД, независимо от места их фактического нахождения на день рассмотрения спора являются собственностью собственников многоквартирных домов - МКД.
Также суд в оспариваемом решении указал на отсутствие в материалах дела доказательств, что указанные места накопления ТКО путем установки контейнеров были созданы органом местного самоуправления. То обстоятельство, что мусоросборники размещены на территории МО г. Лабытнанги либо на территории, государственная собственность на которую не разграничена, не свидетельствует об их принадлежности МО г. Лабытнанги. Суд взял за основу данные реестра мест (площадок) ТКО и установил, что источниками образования ТКО по указанным выше адресам являются жильцы многоквартирных домов, расположенных вблизи мест накопления ТКО, из чего сделал вывод, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО лежит на Управляющих организациях, осуществляющих обслуживание МКД по соответствующим адресам.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 31.08. 2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила № 1039).
Исходя из содержания пункта 2 Правил № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 5 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных Постановлением Правительства ЯНАО от 20.12.2017 № 1318-П, (далее Порядок) контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предназначенное для накопления (складирования) ТКО на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их транспортирования для дальнейшей обработки, обезвреживания, утилизации, размещения
В силу п. 4.6 Порядка площадки должны располагаться на твердом, прочном, водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения. Каждая площадка должна быть огорожена с трех сторон.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» введены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Требования, предъявляемые к контейнерным площадкам, указаны в пунктах 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Следовательно, если контейнерная площадка обслуживает многоквартирный дом и расположена в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами, данная контейнерная площадка является общим имуществом собственников помещений.
Из чего следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме (Письмо Минстроя России от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО»).
В случае, если контейнерная площадка для сбора бытовых отходов относится к имуществу многоквартирного дома, сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, организация и содержание контейнерной площадки и прилегающей территории должна осуществлять управляющая организация, с которой заключен жильцами дома договор управления многоквартирным домом, или собственники помещений в МКД в случае непосредственного способа управления МКД.
В противном случае, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Управляющие организации, осуществляя функции управления в отношении многоквартирных домов, в силу п.2.2 ч.2 ст.161 ЖК РФ, подп. в п. 40 и п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, отвечают за надлежащее содержание общего имущества домов, и собственники помещений в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В материалах дела представлены договоры управления многоквартирными домами (т.4 л.д.215-248, т.5 л.д.5-221).
По делу установлено, что не соответствуют требованиям СанПиН места (площадки) ТКО по адресам (т. 3 л.д. 190-194): ул.Майская, 11, ул.Полярная, 4, ул.Ковалева, 15е, ул.Озерная, 4, ул.Орлова, 3, ул.Орлова, 25а, ул.Полярная, 35, ул.Полярная, 39, ул.Революции. 20 (в списке прокурора ул.Киевская, 20), ул.Ковалева, 11 б, ул.Рижская, 33, - обслуживаются ООО «Престиж»;
ул.Обская, 73а, ул.Строителей, 18, ул.Строителей, 19, ул. Ленина, 10а, пер.Ленинский, 4 - обслуживаются ООО «Комфортный дом»;
- ул.Озерная, 9, ул.Рижская, 17, ул.Ковалева, 15г (в списке прокурора ул.Ковалева, 15д), ул.Корчагинцев, 16, ул.Корчагинцев, 20 (в списке прокурора ул.Корчагинцев, 18), ул.Ковалева, 13и, ул.Ковалева, 13а, пер.Уральский, 1 (обслуживаемые МПП ЖКХ МО г.Лабытнанги «Ямал»); ул.Советская, 24а, ул.Обская, 126; ООО «Монолит» - ул.Центральная, 19а - обслуживаются ООО «ЯмалСтройСервис» (т. 3 л.д. 196-198, 199-202, 210-212, 217-218, 219, 224-225, т. 5 л.д. 1-221).
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности приведения мест (площадок) ТКО в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 подлежат удовлетворению в отношении Управляющих компаний, обслуживающих соответствующие многоквартирные дома по договорам с собственниками таких домов, такой обязанности администрации г. Лабытнанги в лице МУ УЖКХиТ не установлено, на что верно указано судом.
Данные выводы также содержатся в кассационном определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года № 88а-8146/2021 года (т. 4 л.д. 38-41).
Также в материалы дела в качестве доказательства представлен указанный выше реестр мест (площадок) накопления ТКО (приложение к распоряжениям начальника УЖКХ Администрации г. Лабытнанги от 11.02.2022 года № 02 и от 08 июня 2021 года №6) на придомовых территориях многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, собственниками помещений в МКД (при непосредственном управлении МКД), где указано, что по вышеназванным адресам места (площадки) накопления ТКО не соответствуют требованиям санитарных норм и их собственниками являются собственники помещений МКД (т.10 л.д. 83,84-138).
Из представленного администрацией МО г. Лабытнанги акта осмотра мест накопления ТКО на территории г. Лабытнанги от 22 сентября 2021 года следует следующее.
-Площадка накопления ТКО, расположенная в районах многоквартирных домов № 75, 79, 81 и 83 по ул. Обская в г.Лабытнанги, так как площадка располагается на расстоянии 19 метров от ограждения территории суши-бара «Минори», от самого здания суши-бара до площадки расстояние составляет 24,82 метра, что соответствует требованиям СанПиН, представлена схема;
-Места накопления ТКО по адресам: ул. Овражная 10, ул. Первомайская 61, пер. Парковый 24,ул. Пионерская 22, пер. Таёжный 5, оборудованы в соответствии с требованиям СанПин 2.1.3684-21, представлены фотографии;
-Мусоросборники по адресам:
ул. Киевская дома № 24,26, 34, 34а; ул. Ковалева дома № 3, 9, 11 «в», 11 «г», 15 «А»,; ул. Комсомольская дома № 13, 21; ул. Корчагинцев дома № 5 «а», 6 «а», 17 «б», 19, 34; пер. Космонавтов дома № 3, 4, 22; ул. Ленина дома № 8, 17; Лесная 8 «а»; пер. Ленинский дома № 2 «а», 3, 8; ул. Майская дом № 11; ул. Мира дома № 6, 10, 14; пер. Молодежный дома № 3, 11; ул. Обская № 13; ул. Овражная дом № 3, 5 «а»; ул. Октябрьская дома № 7,32,35; ул. Орлова дома № 32, 35; ул. Первомайская дома № 5 «а»; пер. Первомайский дома № 11 «а», 15, 32; ул. Поисковая дома № 3, 6, 12,13, 14, 16, 17; ул. Полярная № 45; ул. Почтовая № 3 «а», 5 «а»; ул. Рабочая дома № 2 «а», 32, 33, 46, 48; ул. Революции дома № 4, 6, 8, 8 «а»; ул. Речная дом № 27; ул. Рижская дома № 11, 13, 17, 27; пер. Солнечный № 3; ул. Северная дома № 10 «а», 12 «б», 37; ул. Советская дома № 15, 17; ул. Совхозная (балки 33 и 54); ул. Строителей дома № 6, 7, 10, 17; ул. Студенческая дома № 17 «а», д. 17 «б», 19, 19 «в», 25, 32 «а», 35 «а»; ул. Тюменская дома № 10, 47; пер. Уральский № 14; ул. Ханымей дом № 1; ул. Ханымейское шоссе № 5, 19; ул. Центральная № 29, 37, 38, 42; Школьная 3»в» и «б»; ул. Ямальская 13, 18; ул. 40 лет Победы дом № 3, пер. Таёжный № 40, 52 не являются местами накопления ТКО.
Данные площадки не соответствуют определению, данному Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», согласно п. 2 которого установлено, что контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Из чего следует, что на указанных выше местах накопления ТКО установлены только контейнеры - мусоросборники, предназначенные для складирования твердых коммунальных отходов, данные места не являются площадками (местами) для накопления ТКО. Представлены фотографии выборочно (т. 6 л.д. 40-45).
По делу установлено, что земельные участки по адресам: Студенческая 19, Студенческая 19в, Студенческая 17б, предназначены для индивидуального строительства, в реестре в разделе «данные о собственниках» указано «частная собственность» (т. 10 л.д. 122-125).
Суд, отказав прокурору в удовлетворении требований о возложении на администрацию обязанности принять меры по приведению мест (площадок накопления ТКО) в соответствии с санитарными нормами, в оспариваемом решении дан подробный анализ мест расположения площадок ТКО по всем адресам, перечисленным в административном иске, и мотивов, по которым требования прокурора он нашел подлежащими отклонению.
Судом дано подробное описание всех заявленных прокурором адресов площадок накопления ТКО со ссылкой на пункты реестра, и установлено, что: частично эти площадки соответствуют требованиям санитарных норм; частично эти места не существуют как контейнерные площадки, поскольку на них находятся контейнеры, которые перемещаются в зависимости от нужд граждан к разным домам; частично эти площадки являются собственностью МКД согласно данным реестра; частично были исключены из требований прокурором.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда являются мотивированными и сделанными на исследованных в судебном заседании доказательствах. Прокурором и представителями Управляющих компаний доказательств обратного не представлено.
Таким образом, доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем основаниями для отмены либо изменения решения суда служить не могут.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 23 августа 2022 года.
1Судья (подпись) Н.В.Мочалова