Решение от 26.10.2023 по делу № 8Г-9426/2023 [88-9723/2023] от 12.09.2023

88-9723/2023 (2-34/2023)

41RS0003-01-2022-001320-95

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 октября 2023 года                                                                  г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Аноприенко К.В.,

судей Бузьской Е.В., Кравченко А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Луценко Анны Валериевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», войсковой части № о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, недоначисленных и невыплаченных отпускных, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Луценко Анны Валериевны на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Луценко А.В. обратилась с иском к ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, недоначисленных и невыплаченных отпускных, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что Луценко А.В. работает в войсковой части № в должности инструктора по военно-политической подготовке и информированию. Размер ее заработной платы с учетом гарантированных составляющих составляет ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Кроме того, при формировании фонда оплаты труда ответчиком, при сравнении состава ее заработной платы с минимальным размером оплаты труда неправомерно учитываются выплаты стимулирующего характера, а именно дополнительные выплаты, установленные Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2020 года № 110, выплачиваемые за счет средств экономии фонда оплаты труда. Без учета такой выплаты начисленная ей заработная плата за спорный период менее установленного минимального размера оплаты труда.

Луценко А.В. просила суд взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» недоначисленную заработную плату в размере 8 866 рублей 33 копеек, недоначисленные и невыплаченные отпускные в размере 1 617 рублей 09 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 1 361 рубля 42 копеек, компенсацию морального вреда в размере 33 000 рублей.

Определением суда от 8 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 62695.

Решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Луценко А.В. отказано.

В кассационной жалобе Луценко А.В. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению суда кассационной инстанции, в настоящем деле такого характера нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанции допущены не были.

Согласно статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что на основании трудового договора от 26 ноября 2019 года № 153 Луценко А.В. была принята на работу в войсковую часть № на должность инструктора по военно-политической подготовке и информированию с должностным окладом 7 865 рублей и компенсационными выплатами, которые производятся в порядке, установленном Приказом МО РФ от 23 апреля 2014 года № 255, за работу в районах Крайнего Севера 80%, за работу в МО РФ - 20 %, за работу с секретными документами - 15 %, ежемесячной премией в размере 25 % от оклада (Приказ № 255 от 23 апреля 2014 года).

В последующем дополнительным соглашением № 603 от 17 декабря 2019 года к трудовому договору № 153 от 26 ноября 2019 года Луценко А.В. с 1 октября 2019 года установлен должностной оклад 7 870 рублей, с этого же времени компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) производятся в порядке, установленном приказом МО РФ от 18 сентября 2019 года № 545; дополнительным соглашением № 667 от 26 ноября 2020 года с 1 октября 2020 года должностной оклад определен в размере 8 107 рублей; дополнительным соглашением № 732 от 17 октября 2022 года Луценко А.В. с 1 октября 2022 установлен должностной оклад – 8 432 рубля.

Согласно расчетным листкам Луценко А.В. начисление заработной платы за период работы с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года производилось исходя из размера установленного трудовыми договорами (с учетом дополнительных соглашений к ним) оклада, процентной надбавки за выслугу лет, районного коэффициента, процентной (северной) надбавки, премий и выплат стимулирующего характера. На основании приказов командира войсковой части в различные периоды времени Луценко А.В. начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная приказом Министерства обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010.

Настаивая на удовлетворении иска, Луценко А.В. указывала, что в спорный период ее заработная плата не была доведена работодателем до минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, поскольку дополнительные выплаты, выплачиваемые на основании приказа МО РФ от 26 июля 2010 года № 1010, не подлежат учету при определении ее минимального размера оплаты труда.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходили из того, что указанная премия является неотъемлемой составной частью заработной платы Луценко А.В., в связи с чем подлежат учету при решении вопроса о соответствии заработной платы установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции дополнительно указала, что работодатель обязан обеспечить получение работником такой суммы заработной платы в месяц (с учетом всех составляющих выплат, в том числе стимулирующих и компенсационных), которая в своей совокупности не была бы ниже установленного как на территории Российской Федерации, так и на территории конкретного субъекта Российской Федерации, минимума. Данный минимум может быть обеспечен работодателем как путем установления суммы заработной платы не ниже установленного минимума, так и путем обеспечения получения работником дополнительных выплат.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Министр обороны РФ своим приказом от 18 сентября 2019 года № 545 урегулировал вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», урегулирован порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данный приказ Министра обороны Российской Федерации принят в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 и утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное названным приказом Министра обороны Российской Федерации, является периодической выплатой, предоставляемой за счет бюджетных средств, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, представляет собой элемент вознаграждения за труд, обусловленный надлежащим исполнением работником своих служебных обязанностей и, исходя из правовой природы этой выплаты, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, что позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.

Аналогичное разъяснение в отношении правовой природы указанной премии, выплачиваемой военнослужащим в составе денежного довольствия, содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 года N 8-П.

Юридически значимые обстоятельства дела судами установлены правильно, материальный закон применен верно, выводы подробно мотивированы.

Указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого постановления суда кассационная жалоба не содержит.

Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

    Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-9426/2023 [88-9723/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Луценко Анна Валериевна
Ответчики
Войсковая часть 62695
ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому АО"
ФКУ "Войсковая часть 65662"
Другие
МО РФ
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
26.10.2023Судебное заседание
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее