Решение по делу № 2-59/2020 от 03.02.2020

Дело № 2-59/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

04 марта 2020 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Прилузского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МР «Прилузский» с заявлением об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки установлено, что администрацией МО МР «Прилузский», как собственником автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соблюдаются требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части обеспечения безопасность дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» на участке через р. Летка вблизи пст. Якуньель. Поскольку аварийное состояние деревянного моста через р. Летка затрагивает интересы неопределенного круга лиц - безопасность участников дорожного движения Прилузского района - просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2020 обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» на участке через р. Летка вблизи пст. Якуньель.

В ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ требования прокурора были уточнены: просит обязать администрацию Муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в срок до 01.09.2020 обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» на участке через р. Летка вблизи пст. Якуньель, устранив недостатки в техническом содержании деревянного моста через р. Летка, отраженные а Акте осмотра моста через р. Летка на автодороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» от 10.06.2019.

Определением суда уточненные требования приняты к производству суда.

Старший помощник прокурора Прилузского района Лешукова М.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указав, что заявленный прокурором срок – до 01.09.2020 – разумен, поскольку аварийное состояние моста ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, при этом указала на длительность не устранения недостатков моста.

Представитель ответчика - администрации МР «Прилузский», действующий на основании доверенности с соответствующими полномочиями, в суде требования прокурора не признал, указав, что, не оспаривая принадлежность спорного моста МО МР «Прилузский», полагают заявленный прокурором срок неприемлемым, поскольку расходы на ремонт моста или его полную реконструкцию без финансовой помощи из вне являются для бюджета района неподъемными.

Представитель ГИБДД ОМВД России по Прилузскому району в суде не присутствует, о месте и времени заседания извещен надлежаще. Ранее требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в суд не явился, о месте и времени заседания извещен надлежаще, представил отзыв, согласно которого приведение моста через р. Летка вблизи пст. Якуньель находится в компетенции АМР «Прилузский», как собственника автомобильной дороги общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель».

Представитель ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в суд не явился, о месте и времени заседания извещался надлежаще.

Суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное и безопасное развитие человека.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов публичного субъекта (Российская Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Согласно требованиям п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.

Правовые основы государственной политики в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от т 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы ст. 1, 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 10 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13, 17 Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

На основании ст. 18 Закона, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 12 вышеназванного Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Мост - мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения (п. 3.2. "ОДМ 218.2.012-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений"; далее - ОДМ 218.2.012-2011).

Одновременно, мостовое сооружение - искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием (п. 3.1. ОДМ 218.2.012-2011).

Согласно п. п. 6, 7, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из вышеизложенного, мосты, как искусственное дорожное сооружение, являются частью автомобильных дорог, поэтому содержание автомобильной дороги включает в себя обязанности и по содержанию ее технологических частей - мостов.

Согласно ст.ст. 17 и 18 Федерального закона № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с требованиями методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах от 01.09.1999, содержание мостовых сооружений – комплекс мер по надзору и уходу за мостовыми сооружениями, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части дороги (п. 1.3).

В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно Уставу муниципального образования муниципального района «Прилузский» к полномочиям района отнесена дорожная деятельность.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Так в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что автомобильная дорога общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» является муниципальной собственностью МО МР «Прилузский». В состав указанной автомобильной дороги также входит искусственное дорожное сооружение - деревянный мост через р. Летка, который также входит в состав казны МО МР «Прилузский».

В июне 2019 года проведено комиссионное обследование деревянного моста через р. Летка на автомобильной дороге «с. Слудка - пст. Якуньель», при этом установлено, что: - проезжая часть моста деформирована как по оси моста, так и поперек в результате деформации опор; местами частично прогнила и просела; - наблюдается загнивание древесины прогонов и поперечного настила во всех пролетах моста; - опоры моста деформированы в результате загнивания и разрушения свай; мост в плане выгнут по течению реки; - с верховой стороны наблюдаются (вдоль всех пролетных строений, кроме руслового) завалы карча высотой до 2-3 м и шириной 3-5 м, вследствие чего образовалась плотина, за которой (при переливе воды) наблюдаются значительные размывы подмостового русла; в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация моста не удовлетворяет требованиям нормативных документов, мост находится в аварийном состоянии.

Также обследование вышеназванного моста проведено ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району. По результатам проведенного обследования выявлены следующие недостатки: - на мосту имеются разрушения (гниения) деревянного настила моста, мостовых балок, бордюрного бруса, что не соответствует требованиям п. 8 ГОСТа 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания»; - подмостовая зона и русло не очищены от наносов, мусора, посторонних предметов (бревна), что не соответствует требованиям п. 8 ГОСТа 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания».

Следовательно, администрацией МО МР «Прилузский» вопреки требованиям п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ не обеспечена безопасность дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель», в частности, при движении по деревянному мосту через р. Летка указанной автодороги.

Кроме того, администрацией МО МР «Прилузский» в настоящем случае не исполняются требования ст. 210 ГК РФ.

При этом суд учитывает и тот факт, что об аварийности моста через р. Летка было известно еще в 2014 году (акт осмотра от 15.09.2014), при этом в 2014 г. и 2018 г. ставился вопрос о приведении последнего нормальное техническое состояние, однако последний надлежащим образом разрешен не был.

Вместе с тем, установлено, что деревянный мост через р. Летка автомобильной дороги «с. Слудка - пст. Якуньель» служит для организации сообщения (пешеходного, автомобильного) с населенным пунктом - пст. Якуньель; при этом, альтернативного варианта передвижения из/в пст. Якуньель (не используя мост через р. Летка) не имеется.

Одновременно, по деревянному мосту через р. Летка автомобильной дороги «с. Слудка - пст. Якуньель» проходит школьный маршрут.

Кроме того, по информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в связи с аварийным состоянием моста и ограничением переезда автомобильным средствам общей допустимой массой 5 т, в случае возникновения лесных пожаров отсутствует возможность доставки тяжелой техники в целях обеспечения принятия мер пожарной безопасности на территории государственного лесного фонда.

С учетом изложенного, суд соглашается с позицией прокурора, что аварийное состояние деревянного моста через р. Летка автомобильной дороги «с. Слудка - пст. Якуньель» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на безопасность движения по мосту, а также создают препятствия для реализации в полном объеме мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории лесного фонда.

Рассматривая доводы представителя ответчика в части несогласия со сроками исполнения требований прокурора суд приходит к следующему.

Представитель ответчика ссылается на отсутствие финансовой возможности исполнения заявленных требований в заявленный срок, поскольку бюджет на 2020 г. сформирован и в отсутствие финансирования из вне, лишает администрацию района возможности выполнить заявленные работы в срок.

В тоже время с учетом бремени доказывания, распределенного судом при назначении дела к рассмотрению, ответчиком не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств невозможности исполнения требований прокурора в заявленный срок или в срок, заявленный ответчиком.

Суд отклоняет довод представителя ответчика о невозможности исполнения требований прокурора в заявленный последним срок в связи с отсутствием должного финансирования и исходит из того, что защита интересов граждан на безопасность в области дорожного движения не может быть поставлено в зависимость от наличия финансирования, а, следовательно, довод представителя ответчика не принимается судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ, так как приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом суд соглашается с позицией прокурора в части возможности увеличения сроков исполнения решения суда (отсрочка) при наличии правовых оснований в рамках исполнительно производства.

Также суд не может согласиться с позицией представителя ответчика, что требования прокурора об устранении нарушений, выявленных актом от 10.06.2019, лишают ответчика возможности исполнить решение суда, поскольку в данном случае как раз за ответчиком сохраняется право выбора способа устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения: возведение нового моста или реконструкция существующего, с устранением выявленных нарушений.

С учетом изложенного суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Отсюда, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в срок до 01 сентября 2020 года обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» на участке через р. Летка вблизи пст. Якуньель, устранив недостатки в техническом содержании деревянного моста через р. Летка, отраженные а Акте осмотра моста через р. Летка на автодороге общего пользования местного значения «с. Слудка - пст. Якуньель» от 10.06.2019.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 04 марта 2020 года.

2-59/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Прилузского района Республики Коми
Ответчики
Администрация муниципального района "Прилузский"
Другие
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми"
ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
03.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее