11RS0001-01-2020-006691-35 Дело № 2- 4902/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Коряковского Сергея Владимировича к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании здания жилым, пригодным для постоянного проживания с разрешением права регистрации в нем,
У С Т А Н О В И Л:
С.В.Коряковский обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» и просит признать здание, расположенное по адресу: ..., зданием жилого назначения, пригодным для постоянного проживания с разрешением права регистрации в нем.
В обоснование иска указано, что истцу принадлежит на праве собственности домовладение с земельным участком, расположенные по вышеуказанному адресу. Истец постоянно проживает в этом доме, однако зарегистрироваться по месту жительства не может. Ответчик в признании садового дома жилым истцу отказал со ссылкой на то, что земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Протокольным определением суда от ** ** ** к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований привлечено Управление Росреестра по РК.
Протокольным определением суда от ** ** ** к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований привлечен Отдел по вопросам миграции УМВД по г.Сыктывкару.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика С.В.Садовщикова просила в иске отказать, указав, что на момент отказа земельный участок, занятый строением, относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РК в суд не явился, в отзыве просят рассмотреть дело без их участия, оставляя разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Отдела по вопросам миграции УМВД по г.Сыктывкару в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
На основании части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7.
Согласно пункту 13.2 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, "ведение садоводства" включает осуществление деятельности, связанной с отдыхом и (или) выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
Садовым земельным участком в силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Постановление N 47).
Согласно пункту 9 Постановления N 47 жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
На основании пункта 12 Постановления N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно пункту 55 Постановления N 47 садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). Пунктом 56 Постановления N 47 приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом содержится в пункте 61 Постановления N 47, и в частности к ним относится: размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (подпункт "д").
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что С.В.Коряковскому принадлежат на праве собственности жилое строение, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь №... кв.м., по адресу: ... а также земельный участок, занятый названным строением, с кадастровым номером ** ** **, общей площадью 509 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества (л.д. 16-18, 55).
Из технического заключения ООО «...» №01/02-20 (л.д. 21-39), представленных в материалы дела фоноснимков следует (л.д. 94-108), что жилое строение истца представляет собой деревянное строение с мансардой, которое включает в себя веранду, кухню, жилую комнату. В нем имеются электрическая плита, санузел, печное отопление, электричество, автономное водоснабжение (скважина) и водоотведение (выгребная яма). Согласно выводам инженера жилое строение истца соответствует требованиям экологических, градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, обеспечивает безопасность для жизни и здоровья граждан, может быть признан индивидуальным жилым домом с правом регистрации в нем
На обращение С.В.Коряковкого Администрация МО ГО «Сыктывкар» своим решением от 12.03.2020 №01 сообщила истцу об отказе в признании садового дома жилым домом по мотиву того, что строение расположено на землях сельскохозяйственного назначения, тогда как перевод из садового дома в жилой осуществлен быть не может (л.д. 19-20).
Решением от 25.08.2020 №08 Администрация МО ГО «Сыктывкар» повторно отказала С.В.Коряковскому в признании садового дома жилым домом на основании подпункта "д" пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** N 47 (л.д. 92-93).
Согласно отзыву администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** и пояснениям ответчика от ** ** ** решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** N 49/2020-694 внесены изменения в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 N31/04-560 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар». В связи с внесенными изменениями земельный участок истца, занятый спорным строением, отнесен к территориальной зоне Ж-5, в основных видах разрешенного использования которой предусмотрено размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома. При вторичном рассмотрении заявления истца специалист Администрации МО ГО «Сыктывкар» невнимательно изучил материалы земельного дела. В связи с этим истцу рекомендовано в третий раз обратиться в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» для признания садового дома жилым домом.
Суд считает, что вышеуказанными материалами дела подтверждено, что жилое строение истца по адресу: ..., отвечает требованиям, предъявляемым к жилым строениям, пригодно для постоянного проживания с разрешением права регистрации в нем.
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным судом РФ в постановлении от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20) и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о признании принадлежащего ему строения жилым, пригодным для постоянного проживания с разрешением права регистрации в нем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коряковского Сергея Владимировича удовлетворить.
Признать жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь №... кв.м., по адресу: ..., принадлежащее на праве собственности Коряковскому Сергею Владимировичу, зданием жилого назначения, пригодным для постоянного проживания с разрешением права регистрации в нем.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16.10.2020.
Судья Губаева Д.Ф.