Решение по делу № 8Г-16222/2024 [88-23076/2024] от 03.07.2024

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

51RS0020-01-2023-001094-26 Дело № 88-23076/2024
№ 2-1437/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 6 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Медведкиной В.А.,
судей Осиповой Е.М., Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1437/2023 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система ЗАТО Александровск Мурманской области», администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области, Управлению культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов культурыпо кассационной жалобе администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Полярного районного суда Мурманской области то 12 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 20 марта 2024 г.Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Васильевой М.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, руководствуясь статьями 199, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и <данные изъяты> к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система ЗАТО Александр Мурманской области» (МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», Учреждение) о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов культуры.

В обоснование требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры выявлены нарушения, выразившиеся в необорудовании МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» объектов III категории опасности - Городская библиотека, расположенная по адресу: <адрес> и Городская детская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, системой контроля управления доступом для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте, а также системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просил обязать МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» в срок до 1 сентября 2024 г. обеспечить антитеррористическую защищенность объектов III категории опасности - Городская библиотека и Городская детская библиотека, расположенных по вышеуказанным адресам, путем оборудования системой контроля управления доступом для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте, а также системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В случае недостаточности денежных средств обязать администрацию муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск произвести финансирование производимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области (администрация ЗАТО Александровск Мурманской области), Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск (УКСиМП администрации ЗАТО Александровск), в качестве третьих лиц - Управление Федеральной службы безопасности России по Мурманской области (УФСБ России по Мурманской области) и Управление Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Мурманской области (Управление Росгвардии по Мурманской области).

Решением Полярного районного суда Мурманской области                          от 12 декабря 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 20 марта 2024 г., исковые требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе администрация ЗАТО Александровск Мурманской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения в части установления срока выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности спорных объектов, как постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

    Заслушав участников процесса, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 3796 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Доводы кассационной жалобы являются обоснованными.

Как установлено судебными инстанциями, МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения библиотечным обслуживанием жителей муниципального образования городской округ ЗАТО Александрова Мурманской области, осуществляющей библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (пункт 1.10 Устава МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», утвержденного приказом начальника УКСиМП администрации ЗАТО Александровск от 15 декабря 2021 г. № 25ф.д.).

Структуру МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» составляет сеть библиотек - структурных подразделений, в которую входят семь библиотек, в том числе Городская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, и Городская детская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>

Согласно паспортам безопасности, утвержденным 13 марта 2020 г. директором МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», по результатам обследования и категорирования объектов культуры Городской библиотеке и Городской детской библиотеке была присвоена II категория опасности.

В связи с истечением сроков действия паспортов безопасности в марте

2023 г. проведены обследования и категорирования объектов культуры МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», по результатам которых указанным структурным подразделениям Учреждения присвоена III категория опасности, что подтверждается паспортами безопасности, утвержденными                4 июля 2023 г.

15 апреля 2023 г. Управлением Росгвардии по Мурманской области в адрес прокурора Кольского района Мурманской области в рамках взаимодействия направлена информация о несоблюдении МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» требований к антитеррористической защищенности, объектов (территорий) в сфере культуры в части оборудования его структурных подразделений системой контроля управления доступом для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте, а также системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В связи с выявленными нарушениями Требований от 11 февраля                 2017 г. № 176 14 июня 2023 г. прокурором Кольского района Мурманской области внесено представление об устранении МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» нарушений законодательства о противодействии терроризму.

По сведениям МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» 14 июня 2023 г. учреждением в адрес УКСиМП администрации ЗАТО Александровск направлен пакет документов для включения работ по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры в проект бюджета на 2024 года и плановый период 2025-2026 гг.

30 августа 2023 г. прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в необорудовании структурных подразделений МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» системой контроля управления доступом для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах, а также системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176, регулирующих спорные правоотношения сторон, проанализировав положения Устава МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», структуру которого составляет семь библиотек, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что администрация ЗАТО Александровск Мурманской области, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделена полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск», реализуемыми через отраслевой орган - УКСиМП администрации ЗАТО Александровск, являющегося главным распорядителем средств бюджета ЗАТО Александровск для подведомственных учреждений, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, возложив на МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов III категории опасности - названных в иске структурных подразделений Учреждения в срок до 1 сентября 2024 г., а в случае недостаточности денежных средств на администрацию ЗАТО Александровск Мурманской области и УКСиМП администрации ЗАТО Александровск обязанность организации финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры.

При этом суд исходил из того, что МБУК «ЦБС ЗАТО Александровск» является учреждением, осуществляющим библиотечное обслуживание населения ЗАТО Александровск, в том числе <данные изъяты>, то есть одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, в связи чем осуществление деятельности указанного учреждения при отсутствии в его структурных подразделениях системы контроля управления доступом для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах, а также системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Проверяя решение в пределах доводов апелляционной жалобы администрации в части установления сроков проведения заявленных прокурором мероприятий, суд апелляционной инстанции с выводами районного суда согласился, при этом исходил из того, что срок, установленный судом для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей до 1 сентября 2024 г., является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы подателя жалобы о невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок ввиду того, что выделение средств на выполнение указанных в решении суда действий бюджетом муниципального округа на 2024 г. не предусмотрено, а также со ссылкой на дефицит бюджета признаны несостоятельными со ссылкой на то, что само по себе отсутствие достаточного финансирования на осуществление требуемых прокурором мероприятий по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации к антитеррористической защищенности, правового значения не имеет и не может служить основанием для изменения принятого по делу судебного постановления, поскольку не освобождает ответчиков от исполнения соответствующей обязанности в установленный в судебном решении срок.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами допущены нарушения норм права, заключающиеся в следующем.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7         «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом понуждение главного распорядителя к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 г. N 18-КГ23-195-К4).

Данное обстоятельство не исключает принятия административных мер реагирования в целях устранения нарушения закона.

    В ходе рассмотрения дела приведенные положения закона судами не учтены.

    Вместе с тем в силу статьи 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются, в том числе уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11                           «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению (пункт 5).

При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела (пункт 6).

С учетом того, что обязанность по проведению антитеррористических мероприятий ответчиками не оспаривалась, спорным являлось определение срока осуществления необходимых действий, в том числе в сфере бюджетных правоотношений, судами надлежало исходить из соответствующего правового регулирования и фактических обстоятельств, связанных с возможностью реализации главным распорядителем своих полномочий.

    При изложенных обстоятельствах решение и апелляционное определение подлежат отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Полярного районного суда Мурманской области от 12 декабря             2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 20 марта 2024 г. отменить в части установления срока исполнения решения суда, дело в данной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части решение Полярного районного суда Мурманской области от 12 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 20 марта 2024 г. оставить без изменения.

ПредседательствующийСудьи

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

8Г-16222/2024 [88-23076/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск
МБУ "Централизованная библиотечная система ЗАТО Александровск Мурманской области"
Администрация МО ЗАТО Александровск
Другие
УФС войск национальной гвардии РФ по Мурманской области
Управление ФСБ России по Мурманской области
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
06.11.2024Судебное заседание
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее