Решение по делу № 2а-6430/2021 от 11.06.2021

УИД 11RS0001-01-2021-009418-18 2а- 6430/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года                        

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи дело по административному исковому заявлению Тыринова Дмитрия Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л :

Тыринов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в периоды с ... год, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в указанном исправительном учреждении в размере 450 000 рублей. В обоснование заявленных требований сослался ...

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица- ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по заявленным основаниям.

Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая о том, что условия содержания оспариваются спустя годы с момента убытия заявителя из ФКУ СИЗО-1, по этой причине документы количественного учета и другие, уничтожены по истечении установленных сроков хранения, никаких сведений о перелимите или о нарушении санитарно- эпидемиологических требований за оспариваемый период нет. Факта отсутствия ГВС в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не оспаривал, поясняя, что здание СИЗО-1 по настоящее время не реконструировано и ГВС в камеры не проведено, однако, это не нарушает установленных требований, т.к. содержащимся в СИЗО лицам не запрещается иметь при себе водонагревательные приборы ( чайники, кипятильники и т.п.). При их отсутствии, горячая вода выдается администрацией учреждения по требованию.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

В соответствии со статьей 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст.5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

На основании с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В соответствием с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3,?5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 ноября 2005 г., N 46.

По пункту 2 Правил в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В силу части 5 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в периоды времени с ...

Доводы административного истца о том, что санитарная норма жилой площади в камерах СИЗО-1 в периоды его пребывания в 2009-2012 г.г. не соответствовала требованиям законодательства, не находят какого- либо подтверждения в ходе разбирательства по делу.

Принимая во внимание обращение административного истца с требованиями об оспаривании условий содержания, в которых он перестал находится 06.07.2012 лишь 02.06.2021, т.е. спустя более 8 лет с момента окончания указанного периода, все объективные данные о фактической численности размещенного в камере №31 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми спецконтингента по сведениям книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-1 в оспариваемый период, согласно материалам инвентарного дела № 12/01/1-16, уничтожены по истечении сроков хранения в 2020 году. Весь период хранения указанных документов заявитель в суд либо в надзорные органы по вопросам его содержания не обращался. В связи с этим, судом не добыто и других достоверных и объективных данных о каких- либо нарушениях требований ст.99 УИК РФ при содержании административного истца в оспариваемые периоды в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

Как следует из представленного технического паспорта и не пояснений ответчика, система горячего водоснабжения всех помещений учреждения изначально не предусмотрена конструктивной особенностью здания СИЗО 1979 года постройки.

Оборудование камер СИЗО горячим водоснабжением п.42 раздела V Приказа МЮ РФ от 14 октября 2005 года N189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" ( далее – Правил) не предусмотрено. В то же время, указанным пунктом прямо регламентировано оборудование камер двухъярусными кроватями ( исключение составляют камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей).

В соответствии с п.43 раздела V указанных Правил, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей, и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Жалоб и заявлений за период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми по обеспечению горячей водой с учетом потребности, от Тыринова Д.А. не поступало, на такие обстоятельства сам административный истец также не ссылался. По сведениям, представленным административным ответчиком, горячая вода для технических целей и питьевая горячая вода выдаются содержащимся в СИЗО лицам ежедневно с учетом потребности. Водонагревательные приборы лицам, содержащимся в СИЗО, также не запрещено иметь при себе.

Сам по себе факт отсутствия централизованного обеспечения ГВС в камерах для содержания мужчин ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми требованиям Правил не противоречит, о нарушении прав заявителя в период содержания в указанном учреждении не свидетельствует.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Пунктом 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Главой V Правил регламентирован порядок материально-бытового обеспечения спецконингента, в том числе, индивидуальным спальным местом. Проверкой ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ( акт №105 от 22-23.08.2019) установлено, что все камеры СИЗО оборудованы согласно перечню предметов, установленных постановлением правительства РФ №205 от 11.04.2005.

Специалистами филиала «Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежегодно проводятся проверки санитарного состояния камер режимного корпуса следственного изолятора. Камеры режимного корпуса учреждения оборудованы приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20 - +22 градуса. Косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.

Пунктом 43 Правил предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Исходя из содержания главы V Правил, основные гигиенические потребности в мытье тела целиком лиц, содержащихся в СИЗО, удовлетворяются путем посещения БПК. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Душевые помещения ФКУ СИЗО-1 спроектированы и оснащены в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП.

Из содержания Акта проверки №105 « ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России также следует, что нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства при организации посещения БПК также не выявлено. Как указано в акте, помывка обвиняемых, подозреваемых и осужденных осуществляется по графику, утвержденному начальником учреждения, общее санитарное состояние всех камер удовлетворительное.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено. В оспариваемые административным истцом периоды содержания надзорные мероприятия ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не проводились.

Оценив представленные доказательства, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в оспариваемые периоды. Доводы административного истца о наличии существенных нарушений требований, предъявляемых действующим законодательством к условиям содержания лишенных свободы лиц, не находят своего подтверждения, административными ответчиками не допущены условия, в которых могли бы усматриваться признаки жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней" указал, что правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней (пункт 3).

В абзаце третьем пункта 10 этого же постановления разъяснено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами положений Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Суд полагает, что возлагаемое на заявителя в настоящем судебном разбирательстве бремя доказывания не является чрезмерным в контексте постановлений ЕСПЧ. По делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" Европейский Суд по правам человека обращал внимание на то, что от заявителя необходимо получить доказуемое изложение случая жестокого обращения и представление таких доказательств, какие являются легко доступными, например, ответов на его обращения со стороны надзирающих органов. Лишь после этого бремя доказывания переходит к властям. Однако, подобных доказательств заявителем также не представлено и на их наличие он в ходе рассмотрения дела не ссылался.

Ссылка истца на решение Сыктывкарского городского суда от 22.10.2020 по делу №2-4683/2020, вступившее в законную силу 28.06.2021, не может быть принята во внимание, т.к. указанным решением не установлено каких- либо обстоятельств, имеющих отношение к условиям содержания истца в заявленные в настоящее время периоды содержания.

Напротив, при обращении в суд в 2020 году истец оспаривал условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с апреля 2016 года по июнь 2017 года, не указывая о каких- либо нарушениях, допущенных в отношении него, в предшествующий период.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий административных ответчиков в оспариваемые периоды, а также каких-либо условий, которые бы привели к нарушению ст.3 Конвенции по правам человека в отношении административного истца.

Поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным от требования, связанного с признанием действий должностных лиц исправительного учреждения незаконными, оснований для его удовлетворения также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Тыринова Дмитрия Александровича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за нарушение условий содержания - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято 13 декабря 2021 года.

2а-6430/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тыринов Дмитрий Александрович
Ответчики
ФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Другие
МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация административного искового заявления
16.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.08.2021Предварительное судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее