Дело № 2-860/19 26 февраля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Андрющенко О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно – расчетный центр» к ФИО5 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установил:Истец обратился в суд с иском к ответчику ФИО6, просит взыскать с него в пользу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» 118 783 руб. 87 коп. незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Представитель истца в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в суд явился, возражал против удовлетворения иска, указывал на пропуск истцом срока исковой давности.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы явившихся лиц, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ответчику с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ г. № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» была назначена ежемесячная денежная выплата ветерану труда (ЕДВ) по Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2004 г. № 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (утратил силу с 01.01.2015 г. в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).
С ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику была назначена денежная выплата ветерану труда льгот по оплате жилищно-комунальных услуг, в соответствии с п. 2.4. Постановления Правительства Санкт-Петербурга № № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Согласно Закону Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчёт размеров и выплата пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, то есть получатель пенсии может проживать в любом населённом пункте России, а получать её по месту прежней регистрации.
Как указывал истец, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ г. является получателем трудовой пенсии по старости по адресу в <адрес>, и поскольку в базе ЭСРН СПб ГКУ «ГИРЦ» на ДД.ММ.ГГГГ г. значился получателем пенсии в Невском отделении Управления Пенсионного фонда Санкт-Петербурга, ему с ДД.ММ.ГГГГ г. была назначена ЕДВ по Закону Санкт-Петербурга.
В апреле ДД.ММ.ГГГГ г. при отработке межведомственного запроса и справки о регистрации (ф. 9) стало известно о снятии гр. ФИО7 с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге. После этого администрацией Невского района Санкт-Петербурга были вынесены распоряжения о прекращении выплат ЖКУ и ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ г., по причине снятия ответчика ДД.ММ.ГГГГ г. с регистрационного учета в Санкт-Петербурге, насчитана переплата ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 76 476 руб. 34 коп. и переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 42 307 руб. 53 коп. Таким образом, общая сумма переплаты по двум видам выплат составила 118 783 руб. 87 коп.
В соответствии со ст. 1 Закона (в редакции от 16.12.2004 № 684-86) меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ЕДВ) устанавливаются для граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных в Санкт-Петербурге и для граждан без определённого места жительства при условии прохождения ими учёта в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга (в редакции от 21.12.2017 № 872-151) предусмотрено, что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются ветеранам труда, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, постоянно зарегистрированным по месту жительства в Санкт-Петербурге регулируются «Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации" утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085.
В соответствии с п. 8 названного «Порядка» перечисление ЕДВ прекращается в случаях утраты гражданином права на получение ЕДВ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района (п. 11 Порядка).
В случае установления факта излишнего перечисления ежемесячной денежной выплаты администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством (п. 13 Порядка).
В соответствии с п. 1.1 «Порядка предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 г. № 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс СПб», ЕДВ предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Предоставление ЕДВ прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие утрату гражданином права на эти выплаты. При возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга (п. 2.16 Порядка).
В случае установления факта необоснованно (излишнего) перечисления ЕДВ администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина – в порядке, установленном действующим законодательством. Суммы ежемесячной денежной выплаты считаются излишне выплаченными за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (п. 2.17 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 г. № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», принятого законодательным собранием Санкт-Петербурга 26.04.2006 г., размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
На основании п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 г. № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.
Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат, в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.9.2 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 данного Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п. 2.11 Положения).
Ответчик ФИО8 был снят с регистрационного учета по адресу предоставления денежной выплаты ЖКУ: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 16).
При этом ответчик лично давал обязательство сообщить в администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат, а также возвратить излишне выплаченные денежные суммы. Однако о том, что снялся с регистрационного учета в Санкт-Петербурге, зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте – в администрацию не сообщил, денежные средства в бюджет Санкт-Петербурга не возвратил.
На основании ст. 1 Закона (в редакции от 16.12.2004 № 684-86) меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ЕДВ) устанавливаются для граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных в Санкт-Петербурге и для граждан без определённого места жительства при условии прохождения ими учёта в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 60 главы 14 Кодекса (в редакции от 21.12.2017 № 872-151) сказано, что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются ветеранам труда, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 главы 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).
Согласно п. 1 "Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации" утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085 (далее - Порядок, в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 № 1), который регулирует Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно пункта 8 "Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации", имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085 (далее – Порядок, в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 331) перечисление ЕДВ прекращается в случаях утраты гражданином права на получение ЕДВ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района (п. 11 Порядка).
В случае установления факта излишнего перечисления ежемесячной денежной выплаты администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством (п. 13 Порядка)
В соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 г. № 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс СПб» (далее - Порядок № 385, в редакции от 12.09.2017 № 771) ЕДВ предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (п. 1.1 Порядка).
Предоставление ЕДВ прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие утрату гражданином права на эти выплаты. При возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга (п. 2.16 Порядка).
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Положения подп. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации, направлены на защиту имущественных прав граждан и в качестве такового служат реализации предписаний статей 17 (часть 3), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Применительно к изложенному, возможность удержания излишне выплаченных ЕДВ и ЖКУ связана с фактом злоупотребления со стороны ответчика или счетной ошибкой.
Из приведенных выше законоположений следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения и счетной ошибки, обязанность доказывания которых возложена на истца.
Исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ, добросовестность гражданина в данном случае резюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Судом не установлено, а истцом не представлено доказательств недобросовестности в действиях ответчика при получении в спорный период компенсационных выплат. Информация о смене места жительства ответчика для истца является доступной, поскольку истец в силу возложенных на него полномочий обязан был проводить сверку базы данных лиц, имеющих право на назначение дополнительных выплат, ежемесячно осуществлять контроль по данным АИС ЭСРН за соблюдением прав граждан на социальные выплаты, о нарушении своего права мог узнать, совершая действия по проверке и контролю регистрации ответчика со дня снятия его с регитрационного учета, 29.07.2013 г., так как с 15 декабря 2011 года реализована система межведомственного взаимодействия Санкт-Петербурга при предоставлении мер социальной поддержки.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Обязательство возникло из социального спора, на которое распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности.
Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ г. В связи этим суд считает, что неосновательное обогащение с ответчика может быть взыскано в пределах срока исковой давности, то есть за период с ноября ДД.ММ.ГГГГ г., что составляет 65333,97 руб., из расчета: 41 966,97 руб. + 23367 руб. (л.д. 21-25).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска составляет 2 160,02 руб. и подлежит взысканию с ответчика в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно – расчетный центр» к ФИО9 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично: взыскать с ФИО10 в пользу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» неосновательное обогащение в виде незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, а также денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 65333,97 руб., в остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО11 в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 2 160,02 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 04.03.2019 г.
Судья Леонтьева Е.А.