Судья Бардышева Е.И. Дело № 33-2654/2019 А-095г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Быстровой М.Г., Петрушиной Л.М.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Руденова Михаила Васильевича к отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии на период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года, возложении обязанности по изменению порядка назначения субсидии и её перерасчёте,
по апелляционной жалобе истца Руденова М.В.,
на решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 12 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Отказать в иске Руденову Михаилу Васильевичу к отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии на период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года, возложении обязанности по изменению порядка назначения субсидии и её перерасчёта»
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Руденов М.В. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края (далее - ОСЗН) о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии, возложении обязанности по изменению порядка назначения субсидии и её перерасчёте.
Требования, с учётом дополнений, мотивированы тем, что 02 октября 2018 года семье истца на очередной период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года не назначена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг для доставки твёрдого топлива, что является нарушением Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года. Кроме того, в нарушение п.27 Правил назначения субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг сравнение предоставленной ему субсидии с его фактическими расходами на оплату таких услуг ответчик произвёл не по истечении двух сроков подряд, а по окончании одного срока. В связи с изложенным, просит обязать ответчика назначить и оплатить ему субсидию как Ветерану труда и субсидию от его дохода на оплату доставки твёрдого топлива (дров), возложить на ответчика обязанность производить сравнение выплаченной субсидии с его фактическими расходами по истечении двух сроков подряд предоставления субсидии, исключить практику перерасчёта субсидий по окончанию периода её предоставления как незаконную.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Руденов М.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 4 ст.159 ЖК РФ устанавливается, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании ч.2 ст.160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
На основании п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
В соответствии с п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.27, 27 (1), 27 (2) Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
На основании п.49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляются субсидии в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.п. «г» ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 с учетом доходов граждан субсидии предоставляются, в том числе собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома)
Согласно п.2 ст. 12 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 субсидии, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2 - 8, 8.2, 9, 10.1, 10.3 настоящего Закона.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.15 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан. Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина).
Согласно ст. 18.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 при определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных услуг (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия) применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.
В силу ст.22 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 орган местного самоуправления принимает решение о продлении срока предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на очередной срок, указанный в пункте 6 статьи 14 настоящего Закона, семьям, состоящим из неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования и (или) несовершеннолетних детей, одиноко проживающим неработающим пенсионерам или инвалидам, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования без истребования каких-либо документов.
На основании п.1 ст.8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет министерство социальной политики Красноярского края путем проведения проверок и запросов отчетов, документов, информации об осуществлении государственных полномочий по формам, в порядке и сроки, установленные этим органом. Периодичность, сроки и формы проведения проверок устанавливаются министерством социальной политики Красноярского края.
Согласно п. «д» п.2 ст. 1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5397 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов) наделяются государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 - 11 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", включающими в себя, в том осуществление расчета (перерасчета) размера субсидий и мер социальной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Руденов М.В., является неработающим пенсионером, ветераном труда, проживает совместно с супругой – неработающим пенсионером в двухкомнатном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 43,7 кв.м., с печным отоплением. Для отопления указанного помещения истцом используются дрова, а также подлежит использованию электроснабжение, холодное водоснабжение из уличной водоразборной колонки, газоснабжение в баллонах.
Согласно протоколу назначения жилищной субсидии от 02 октября 2018 года по состоянию на 01 сентября 2018 года Руденову М.В. назначена субсидия на основании статьи 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в размере 423 рубля 49 копеек ежемесячно, субсидия на основании ст.11 Закона Красноярского края в размере 226 рублей 60 копеек, что в общей сумме составляет 650 рублей 09 копеек.
По истечении расчетного периода с 01 марта 2018 года по 31 августа 2018 года, в который истцу Руденову М.В. назначалась субсидии, ОСЗН Администрации Большеулуйского района произвел сравнение выплаченной авансом по социальной норме истцу Руденову М.В. субсидии с его фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в указанном периоде, произвёл доплату субсидии за предыдущий период.
Произведенные ответчиком расчеты при определении размеров мер социальной поддержки в спорный период судом проверены, признаны верными, сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.
При этом, как обоснованно указано судом, законность действий отдела социальной защиты населения Администрации Большеулуйского при назначении истцу мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в части размера субсидии, назначаемой на приобретение и доставку твердого топлива в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 02 ноября 2017 года № 655-п и ранее принятыми аналогичными постановлениями, а также в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.01.2005 года № 17-п, законность действий ответчика в части осуществления сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами семьи истца на оплату жилищно-коммунальных услуг по истечении каждого периода назначения субсидии, были проверены решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 02 октября 2018 года, действия ответчика признаны законными, решение суда вступило в законную силу после его рассмотрения судом апелляционной инстанции 28 ноября 2018 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Большеулуйского районного суда Красноярского края от 01 июня 2018 года, которым действия ответчика ОСЗН Администрации Большеулуйского района по сравнению выплаченной получателю субсидии истцу Руденову М.В. с фактическими расходами семьи получателя субсидии в указанные периоды, исчисленными по установленным нормативам и тарифам, и зачету суммы излишне выплаченной субсидий в этот периоды в счет субсидий, назначаемых на очередной период, признаны не противоречащими действующему законодательству, принимая во внимание, что размер назначенной истцу субсидии на спорный период является обоснованным, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Руденовым М.В. требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводам сторон в решении дана надлежащая правовая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 12 декабря 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Руденова М.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: