Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
25 мая 2017 года <адрес>
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-107/2017 по административному иску прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст.218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР, в порядке ст. 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, т.е. в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в отсутствии информации о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования, а также разработанного план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> в рамках надзора в марте 2017 проведена проверка соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, допущенные администрацией Ца-Веденского сельского поселения, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статьей 11 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально- экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
На основании п. 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям государственных и муниципальных услуг; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами - графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно органом местного самоуправления.
В соответствии с этапом № Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, до ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Между тем Администрацией предоставление муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, информация о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования не размещена, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден.
Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг граждан, и субъектов предпринимательской деятельности постоянно изменяется и дополняется. Следовательно, на момент предъявления настоящего заявления невозможно конкретизировать перечень граждан, и субъектов предпринимательской деятельности, которые могут воспользоваться предоставленным им правом.
Представитель административного истца - старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3, в суд явился и в ходе судебного заседания, подтвердив обстоятельства дела, изложенные в административном иске, административные исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава администрации Ца-Веденского сельского поселения – ФИО5, в суд явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что выявленные нарушения стали возможными по причине незнания должностными лицами ответственными за данное направление деятельности действующего законодательства в указанной части и своих должностных обязанностей.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 и ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции вправе и может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Судом установлено, что вопреки изложенным выше требованиям федерального законодательства административным ответчиком – главой администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР не приняты меры по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, а информация о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования не размещена, не разработан и не утвержден план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Допущенные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц и создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг и административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц.
Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для признания бездействия администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в отсутствии информации о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования, а также разработанного и утвержденного план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, незаконным и обязании предоставить и разместить данную информацию на официальном сайте в электронной форме.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в отсутствии информации о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования, а также разработанного и утвержденного план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Обязать администрацию Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района принять меры по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, разместить информацию о предоставляемых муниципальных услугах на официальном сайте администрации муниципального образования, а также разработать и утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и прокуратуру в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев