Решение по делу № 12-50/2021 от 01.09.2021

Дело № 12 – 50/2021

УИД 51RS0006-01-2021-001590-24

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Мончегорск                                                               28 сентября 2021 года

Комсомольская набережная, д. 56

    Судья Мончегорского городского суда Мурманской области Архипова Наталья Сергеевна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Мончегорскводоканал» Селезневой О.С. на постановление по делу об административном правонарушении от <дд.мм.гггг> №...., вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1,

установил:

Постановлением №.... от <дд.мм.гггг>, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, юридическое лицо АО «Мончегорскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Защитник АО «Мончегорскводоканал» Селезнева О.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление. Указала, что Общество не произвело расчет платы по веществу «Одорант (СМП)», поскольку ставка платы к указанному веществу не установлена Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016; кроме того, начисления за «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходы полиэтиленовой тары незагрязненной», «отходы упаковочного картона» Обществом не произведены, поскольку данные отходы не размещаются, а на основании заключенного договора, передаются в ООО «Благоуст», который в свою очередь, передает их на вторичную переработку.

В судебном заседании защитник АО «Мончегорскводоканал» Селезнева О.С. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнила, что захоронение указанных в постановлении по делу об административном правонарушении отходов, плата за которые Обществом не произведена, запрещено в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. Обратила внимание, что согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцать месяцев со дня образования этих отходов, плата за негативное воздействие за их размещение не взимается.

Административный орган - Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора в суд своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, представлены возражения на жалобу, в которых указано, что для одоранта, который является смесью природных меркаптанов, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо учитывать ставку платы, установленную пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» - 52474,9 за 1 тонну. Информации о передаче отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, упаковочного картона на вторичную переработку юридическим лицом представлено не было.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно абзацу 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В абзаце 2 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Положениями статей 16.2, 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ определены порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении №...., в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка исполнения АО «Мончегорскводоканал» требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что АО «Мончегорскводоканал» в нарушение пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Обществом не внесена плата за загрязняющее вещество «Одорант СМП» (состав: метилмеркаптан, этилмеркаптан), а также за размещение отходов 5 класса опасности: «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходы полиэтиленовой тары незагрязненной», «отходы упаковочного картона» (л.д. 8).

Таким образом, в ходе проведенной проверки административным органом было установлено, что юридическим лицом не исполнена обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Усмотрев в действиях юридического лица признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 <дд.мм.гггг> составила протокол №.... об административном правонарушении в отношении АО «Мончегорскводоканал» (л.д. 4-6).

По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено постановление №.... от <дд.мм.гггг>, которым АО «Мончегорскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 40-42).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и их дополнительные коэффициенты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913. Данные ставки дифференцированы по видам негативного воздействия, за которые взимается плата, - ставки платы за выбросы загрязняющих веществ: в атмосферный воздух стационарными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 ставка платы за выброс вещества «Одорант СПМ» не установлена, в письмах Росприроднадзора от 07.12.2016 г. N ОД-06-01-31/24868, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 N 19-47/29872, разъяснено, что в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены, плата не исчисляется.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административным органом не обосновано вменено юридическому лицу в качестве нарушения закона невнесение платы за выброс в атмосферный воздух вещества Одорант СПМ.

Кроме того, в ходе производства по делу установлено, что Общество не занимается размещением отходов V класса опасности: «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходы полиэтиленовой тары незагрязненной», «отходы упаковочного картона», в смысле, придаваемом этой деятельности нормами действующего законодательства.

Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Положениями статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее - Перечень), утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р.

Согласно вышеуказанному Распоряжению Правительства РФ, запрещается размещать следующие виды отходов: отходы потребления картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код 4 05 122 02 60 5, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной – код 4 34 110 04 51 5, отходы упаковочного картона незагрязненные - код 4 05 183 01 60 5.

Согласно условиям договора, заключенного между АО «Мончегосркводоканал» и ООО «....» от <дд.мм.гггг> №.... такие отходы ежемесячно передаются в ООО «Благоуст» на сортировку и размещение. Далее ООО «....» передает указанные отходы ООО «....» для дальнейшей переработки на основании договора б/н от <дд.мм.гггг>

Согласно пункту 22 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", при исчислении платы за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных или переданных для утилизации в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 20 Правил исчисления и взимания платы, с применением коэффициентов равных 0.

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении, вопрос о том, осуществлялось ли размещение АО «Мончегорскводоканал» «отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства», «отходов полиэтиленовой тары незагрязненной», «отходов упаковочного картона», должностным лицом административного органа всестороннего исследования не получил, требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены. Необходимых и бесспорных доказательств того, что у АО «Мончегорскводоканал» возникла предусмотренная Законом N 7-ФЗ обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение вышеуказанных отходов в срок до <дд.мм.гггг>, в материалах дела не имеется.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных обстоятельствах постановление, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по административному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

решил:

Жалобу защитника АО «Мончегорскводоканал» Селезневой О.С. на постановление по делу об административном правонарушении от <дд.мм.гггг> №.... – удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от <дд.мм.гггг> №...., вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о привлечении юридического лица АО «Мончегорскводоканал» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти дней.

         Судья                                                                        Н.С. Архипова

12-50/2021

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Мончегорскводоканал"
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Архипова Наталья Сергеевна
Статьи

8.41

Дело на странице суда
mon.mrm.sudrf.ru
02.09.2021Материалы переданы в производство судье
13.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее