Дело № 2-257/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Павлова В.И.,
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
с участием: представителя истца Петровой Н.Г.- Михайлова И.Г.,
представителя ответчика администрации Урмарского района Чувашской Республики Борисовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова НГ к администрации Урмарского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Петрова НГ через своего представителя по доверенности ФИО10 обратилась в суд с исковым заявлением с учетом уточнений по тем мотивам, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением (адрес изъят) от (дата) № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указав, что до настоящего времени жилым помещением по договору специализированного найма она не обеспечена, решение по данному вопросу не вынесено. Она обращалась в адрес администрации Шихабыловского сельского поселения о предоставлении благоустроенного помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и ей было рекомендовано обратиться в администрацию (адрес изъят), по результатам чего ей было отказано.
Уточнив, что дом, где она на сегодняшний день проживает (данные изъяты) года постройки с печным отоплением, в котором отсутствует водоснабжение, канализация и газификация, в нем не возможно проживать, т.е. данный дом не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам для проживания.
(данные изъяты)
Полагает, что ее право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения нарушено, она вправе требовать от ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещенияоено догговору найма спеспецения, ссылаясь при этом на положения норм Конституции РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Петрова НГ просила обязать администрацию (адрес изъят) ФИО6 Республики предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
В судебном заседании истица Петрова НГ и ее представитель ФИО10, действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в нем основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики ФИО8, действующая на основании доверенности от (дата), иск не признала и показала, что истица Петрова НГ в списке лиц, нуждающихся в благоустроенном жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, состоит под условным номером (данные изъяты). Обеспечение жильем детей-сирот возможно в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели Законом ФИО6 Республики о республиканском бюджете ФИО6 Республики на соответствующий год и обеспечение истицы помещением по договору найма специализированных жилых помещений возможно в порядке очередности, установленной списком, в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели законом ФИО6 Республики о республиканском бюджете ФИО6 Республики на соответствующий год. (адрес изъят) ЧР не имеет своих денежных средств на указанные цели. В случае удовлетворения исковых требований будут ущемлены права тех лиц, которые ранее Петрова НГ были включены в список.
Третье лицо - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО6 Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило. При этом от представителя ФИО1 В.А., действующего на основании доверенности от (дата) №, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в котором также изложен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обеспечение жильем детей-сирот возможно в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели Законом ФИО6 Республики о республиканском бюджете ФИО6 Республики на соответствующий год. В 2018 году бюджетом ФИО6 Республики предусмотрено 4643,1 тыс.руб. на проведение мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот в (адрес изъят). По сведениям администрации (адрес изъят) Петрова НГ состоит в списках детей-сирот, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по (адрес изъят) с №. Учитывая вышеизложенное, обеспечение Петрова НГ жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений возможно в порядке очередности, установленным списком, в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели законом ФИО6 Республики о республиканском бюджете ФИО6 Республики на соответствующий год, т.к. внеочередное предоставление жилого помещения Петрова НГ повлечет за собой нарушение жилищных прав детей-сирот, включенных в список ранее.
Выслушав доводы сторон, изучив мнение третьего лица, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.
Согласно паспорту 97 17 №, выданному МВД по ФИО6 Республике (дата) Петрова НГ, (дата) года рождения, уроженец д. (адрес изъят) ФИО6 Республики, зарегистрирована по адресу: (адрес изъят), (адрес изъят), (адрес изъят), (адрес изъят).
Постановлением главы администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики № от (дата) о закреплении права проживания малолетней Петрова НГ постановлено закрепить за малолетней Петрова НГ (дата) года рождения, воспитанницей РГОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №» право проживания в индивидуальном жилом доме по адресу: (адрес изъят), (адрес изъят).
Согласно Выписке из похозяйственной книги № Шихабыловского сельского поселения на (дата), лицевой счет №, адрес хозяйства: ФИО1, (адрес изъят), д. Шихабылово, (адрес изъят), список членов хозяйства: ФИО3, Петрова НГ, ФИО4, ФИО5, проживают в жилом доме, (данные изъяты)
Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на (дата) № видно, что у Петрова НГ сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по состоянию на дату предоставления сведений на территории Управления Росреестра по ФИО6 Республики отсутствуют.
Постановлением главы Шихабыловского сельского поселения (адрес изъят) ФИО6 Республики № от (дата) об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в п.1 постановлено установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 13 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
Из акта и заключения межведомственной комиссии от (дата) № следует, что жилой дом по адресу: ФИО6 Республика, (адрес изъят), (адрес изъят), (адрес изъят), признан непригодным для проживания.
Постановлением главы администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики № № (дата) постановлено включить в список по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Петрова НГ, (дата) г.р., зарегистрированную по адресу: д. Шихабылово, (адрес изъят) ФИО6 Республики с (дата).
Из справки администрации Урмарского района Чувашской Республики № 07/11-1145-Исх от 27.03.2018 видно, что Петрова Н.Г. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из письма администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики №-исх. от (дата) адресованного Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО6 Республики следует, что предоставляется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В списке под номером 38 указана Петрова НГ.
Из письма администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики № П-25 от (дата), адресованного Петрова НГ следует, что заявление о включении в список поступило в администрацию (адрес изъят) ФИО6 Республики (дата). Ей сообщено, что в соответствии с постановлением администрации (адрес изъят) ФИО6 Республики № от (дата) она включена в список. На (дата) её условный номер в очереди - (данные изъяты), что в соответствии законом реализация её прав обеспечивается за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 05.06.2013 № 27 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики» внесены изменения в статью 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Чувашской Республики: обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 №42 «О регулировании жилищных отношений».
Указанные положения нашли свое отражение в п. 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 № 292.
При этом доводы ответчика о том, что ввиду отсутствия финансовых средств, поступающих на указанные цели из бюджета Чувашской Республики, у него отсутствует возможность исполнить государственные полномочия в отношении Петровой Н.Г., суд считает несостоятельными, поскольку реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлена в зависимость от финансового положения органа местного самоуправления.
Как установлено судом, истец Петрова Н.Г. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по (адрес изъят) по состоянию на (дата) под №.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети - сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Петрова НГ, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.
Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом доводы третьего лица, изложенные в письменном отзыве о том, что первоочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает конституционные права и свободы других детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением и включенных в такой список ранее истицы признаются необоснованными, так как из содержания приведенных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также иных условий.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 86-КГПР 14-7).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в Определениях Верховного Суда Российской Федерации (N 20-КГПР15-11 от (дата)).
При таких обстоятельствах, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указываю третье лицо и ответчик, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что у Петрова НГ имеется право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи, с чем исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем с учетом приведенных выше норм права и выводов суда, суд не вправе указывать в решении о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу такое жилое помещение вне очереди.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию Урмарского района Чувашской Республики обязанность предоставить Петрова НГ, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), (адрес изъят), (адрес изъят), благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд.
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.