Решение по делу № 8Г-29768/2023 [88-31414/2023] от 01.09.2023

УИД 50RS0005-01-2022-001141-10

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-31414/2023

№ 2-19/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                             22 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Изоткиной И.В.,

судей Голубева И.А., Порубовой О.Н.,

с участием прокурора Сметанниковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Дмитровского городского округа Московской области к Фролову Владимиру Александровичу, Фроловой Марине Александровне, Анисимовой Екатерине Владимировне, Фролову Дмитрию Владимировичу, Анисимовой Диане Вадимовне, Анисимовой Арине Вадимовне о переселении

по встречному иску Фролова Владимира Александровича, Анисимовой Екатерины Владимировны, Анисимовой Дианы Вадимовны, Анисимовой Арины Вадимовны к администрации Дмитровского городского округа Московской области, территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании постановлений незаконными,

по встречному иску Дмитровского городского прокурора Московской области к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании недействительными заключения межведомственной комиссии, постановления

по кассационной жалобе администрации Дмитровского городского округа Московской области

на решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Голубева И.А., выслушав объяснения представителя Фролова В.А., Анисимовой Е.В. – Туровец И.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Сметанниковой Н.В., полагавшей необходимым судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия судебная коллегия

установила:

администрация Дмитровского городского округа Московской области (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Фролову В.А., Фроловой М.А., Фролову Д.В., Анисимовой Е.В., в том числе в интересах несовершеннолетних Анисимовой Д.В., Анисимовой А.В., в котором просила переселить ответчиков в иное жилое помещение.

Анисимова Е.В., Фролов В.А. обратились в суд со встречным иском, в котором просили признать незаконными и подлежащим отмене постановления Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области № 537 от 10 октября 2014 г. и № 95 от 20 августа 2015 г.

Дмитровский городской прокурор Московской области в интересах Российской Федерации и территориального управления Росимущества по Московской области обратился в суд с иском к Администрации, в котором просил признать недействительными заключения межведомственной комиссии, постановления.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от 15 февраля 2023 г. признано недействительным заключение межведомственной комиссии от 07 октября 2014 г. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания; признано недействительным постановление Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 95 от 20 августа 2015 г. в части признания дома № 9 по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска Администрации отказано.

В удовлетворении требований Фролова В.А., Анисимовой Е.В., в том числе в интересах несовершеннолетних Анисимовой Д.В., Анисимовой А.В. к Администрации о признании незаконным постановления Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 537 от 10 октября 2014 г. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июля 2023 г. решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 февраля 2023 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты как незаконные.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фролов В.А., Фролова М.А., Фролову Д.В., Анисимова Е.В., а также несовершеннолетние Анисимова Д.В., Анисимова А.В., на основании договора социального найма зарегистрированы и проживают в <адрес>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 7 октября 2014 г., принято решение о признании жилого дома № 9 непригодным для постоянного проживания в нем, отмечен физический износ 70% здания в целом, приведение жилого дома в исправное состояние признано нецелесообразным, дом признан аварийным. Указанное заключение принято, в том числе на основании технического заключения ООО «Стройдом-М» от 1 сентября 2014 г.

Постановлением главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 537 от 10 октября 2014 г. жилой дом № 9 признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 667 от 26 ноября 2014 г. постановление Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 537 от 10 октября 2014 г. отменено в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования данного жилого фонда в порядке самоконтроля.

Постановлением главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 95 от 20 августа 2015 г., в том числе, жилой дом № 9 признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии сельского поселения Габовское о признании жилого помещения непригодным для проживания от 7 октября 2014 г.

Для установления юридически значимых обстоятельств по делу судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено АНО «Московский областной центр судебных экспертиз».

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, коэффициент физического износа жилого дома № 9 по состоянию на дату проведения экспертизы составляет 43%, категория технического состояния жилого дома признается в соответствии с СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (принят Постановлением Госстроя Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 153) как работоспособное, т.е. категория технического состояния строительной конструкции или здания и категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Коэффициент физического износа жилого дома № 9 по состоянию на сентябрь - октябрь 2014 г. составлял 36,6%. Коэффициент физического износа жилого дома № 9 по состоянию на август 2015 г. составлял 37,4%. Спорный жилой дом по состоянию на период 2014-2015 гг. не являлся аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), исходил из недействительности заключения межведомственной комиссии от 7 октября 2014 г. и постановления главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района № 95 от 20 августа 2015 г. в части признания дома № 9 аварийным и подлежащим сносу, поскольку жилой дом в таковом состоянии не находился ранее и не находится в настоящее время, его состояние оценивается как работоспособное. В этой связи суд отказал Администрации в переселении ответчиков.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее также - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ заключение проведенной по настоящему делу судебной экспертизы АНО «Московский областной центр судебных экспертиз», согласно которому как на момент признания дома аварийным (2014-2015 гг.), так и в настоящий момент жилой дом аварийным не является, сносу не подлежит, его состояние оценивается как работоспособное, суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых заключения межведомственной комиссии и постановления главы сельского поселения, поскольку выводы, на которых основаны оспариваемые заключение и последующее постановление, противоречат установленным обстоятельствам об отсутствии у исследуемого многоквартирного дома признаков аварийности, достаточных для признания его таковым и сноса.

Вопреки доводам кассатора обращение прокурора с настоящим иском в интересах Российской Федерации и территориального управления Росимущества по Московской области не противоречит положениям ст. 45 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений и не свидетельствует об их незаконности и необоснованности, а также об отсутствии у прокурора права на предъявление в суд соответствующего иска.

Более того, требования, аналогичные прокурору, заявили Анисимова Е.В. с Фроловым В.А.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно мотивированно отклонены.

Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование законодательства, оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений судами норм права, а потому не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-29768/2023 [88-31414/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Четвертый отдел (кассационный) Генпрокуратуры РФ
Адинистрация Дмитровского городского округа Московской области
Дмитровский городской прокурор Московской области в интересах Российской Федерации и субъект Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Московской области
Ответчики
Фролов Дмитрий Владимирович
ТУ Росимущества по Московской области
Фролов Владимир Александрович
Информация скрыта
Анисимова Екатерина Владимировна
Фролова Марина Александровна
Другие
Министерство строительного комплекса Московской области
Министерство социального развития по Московской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
22.11.2023Судебное заседание
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее