Дело № 33а-10983
Судья Реутских П.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой И.Ю.,
судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Индустриального районного суда г. Перми от 25 июля 2018 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Министерства социального развития Пермского края от 27.06.2018 г. № СЭД-33-05-63-4547 об отказе в выдаче Чуханову Борису Юрьевичу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность устранить допущенное нарушение путем выдачи Чуханову Борису Юрьевичу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г.».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Министерства социального развития Пермского края Ивановой Е.В., представителя Чуханова Б.Ю. - Новиковой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чуханов Б.Ю. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Министерства социального развития Пермского края об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Требования обоснованы тем, что 27.06.2018 получен ответ на ранее поданное заявление, которым Чуханову Б.Ю. отказано Министерством социального развития Пермского края в выдаче удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Оспариваемое решение является незаконным, поскольку из записей в военном билете заявителя и справок, выданных Центральным архивом МО Республики Узбекистан, следует, что с 26.05.1987 по 05.06.1987 Чуханов Б.Ю. в составе войсковой части № ** участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе в дезактивации непосредственно на объектах Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 8Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», зоной отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 до 15.05.1991 - зоной отселения) признается территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. По мнению административного истца, представленные административному ответчику документы с достоверностью подтверждают факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Оспариваемое решение нарушает его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края. Жалоба мотивирована тем, что судом не приняты во внимания все обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, отсутствовали основания для оценки письменных показаний З., поскольку данное лицо непосредственно не было допрошено в судебном заседании, не предупреждено судом об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Из анализа справки Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан следует, что Чуханов Б.Ю. в зону отчуждения не направлялся, в военном билете также отсутствуют указания на участие административного истца в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание Чуханов Б.Ю. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен посредством направления извещения заказным письмом с уведомлением 28.09.2018, которое возвратилось в суд в связи с истечением срока хранения 09.10.2018.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права (п.п.1,4 ч.2 ст. 310 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что в ответ на обращение Чуханова Б.Ю. Министерством социального развития Пермского края 27.06.2018 за № СЭД33-05-63-4547 дан ответ о невозможности принятия положительного решения о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании представленных документов. Для подтверждения факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (отселения) направлен запрос в Государственный архив Министерства обороны Республики Узбекистан.
Отказывая в выдаче удостоверения, Министерство социального развития Пермского края ссылалось на обстоятельство того, что в представленном Чухановым Б.Ю. военном билете штамп «принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.05.1987 по 6.06.1987» не был заверен печатью воинской части, где проходил военную службу заявитель, а также отсутствовали сведения о том, что он принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Представленные копии архивных справок из Государственного архива Министерства обороны Республики Узбекистан подтверждают факт участие воинской части 20040 в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1989, факт участия заявителя в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (отселения), а также выезда в зону отчуждения (отселения) не подтверждают.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст.8, п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 4 и 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006, ст.227 КАС РФ.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что при обращении в Пермскую краевую комиссию по оформлению и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Чухановым Б. Ю. был представлен военный билет с записью о прохождении военной службы в в/ч **, а также, что в период с 26.05.1987 по 6.06.1987 он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данная запись заверена подписью начальника штаба в/ч 20040 майором Сергиенко.
Идентичные записи проставлены в военном билете З., с оттиском о выдаче последнему 15.07.1992 удостоверения участника работ на ЧАЭС. Из показаний З. следует, что 22.05.1987 он вместе с Чухановым Б. Ю. в составе роты химической защиты был направлен в расположение в/ч **, и с 26.05.1987 в составе данной части на автомобилях, вместе с Чухановым Б. Ю. осуществлял выезд в 30-километровую зону для дезактивации водозакачивающей станции и ремонтно-строительного цеха.
Аналогичные показания представлены в материалы гражданского дела № 2-1495/2018, к участию в котором Министерство социального развития Пермского края было привлечено в качестве заинтересованного лица. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 выдано З. 26.03.2007.
Обстоятельства, изложенные З. и административным истцом, подтверждены объективно справкой Центрального архива МО Республики Узбекистан от 20.09.2017, согласно которой личным составом в/ч 20040 в период с 19.05.1987 по 20.08.1987 произведена дезактивация ремонтно-строительного цеха, открытого распределительного устройства и водозакачивающей станции 4-го энергоблока. Данная справка подтверждает лишь отсутствие сведений об убытии Чуханова Б. Ю. в зону отчуждения в приказах командира в/ч 20040, однако не опровергает факт его участия в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения. Равным образом, доводы административного ответчика о дислокации в/ч 20040 за пределами зоны отчуждения не свидетельствуют о том, что Чуханов Б. Ю. не принимал участия в дезактивационных работах в зоне отчуждения.
Представленные Чухановым Б. Ю. документы являлись достаточным основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987, в связи с чем оспариваемы отказ является незаконным и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, хозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технические составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Положениями статьи 8 Закона РФ № 1244-1 установлено, что зоной отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) признается территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
Гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 стать 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, что следует из положений частей 4, 5 статьи 15 Закона РФ № 1244-1.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждены приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006.
В соответствии с абзацами 1-4 пункта 4 названного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласноприложениям № 1 или № 2к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.
Решение о выдача (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий, указанных в пункте 4 либо 5 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа (пункт 7 Порядка).
В рамках главы 22 КАС РФ, устанавливающей порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, административный иск подлежал рассмотрению судом первой инстанции с учетом тех документов, которые были представлены заявителем в Министерство социального развития Пермского края при обращении, поскольку орган проводит проверку представленных документов в установленных законодательством пределах.
Юридически значимым обстоятельством для оценки законности принятого административным ответчиком решения является установление обстоятельства того, что Чухановым Б.Ю. в уполномоченный орган был представлен один или несколько документов (оригинал либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного Порядка, подтверждающие выполнение им работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Из материалов дела следует, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Чуханову Б.Ю., ранее зарегистрированному по ул. **** г. Москвы, не выдавалось, на учете в отделе социальной защиты населения Бабушкинского района северо-восточного административного округа г. Москвы он не состоял, каких-либо видов социальных выплат не получал, что следует из ответа от 28.05.2018 № 457 органа соцзащиты на запрос административного ответчика от 21.05.2018.
Из анализа представленных Чухановым Б.Ю. в Пермскую краевую комиссию по оформлению и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС документов, следует, что документы (копия военного билета, выписка из исторического формуляра войсковой части 20040, архивная выписка и справка Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан) факт убытия и работы в зоне отчуждения не подтверждали, в связи с чем оснований для выдачи соответствующего удостоверения у административного ответчика не имелось.
Протокол допроса свидетеля З. от 17.04.2018, оформленный нотариусом г. Москвы Ж., не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку такой документ в пункте 6 Порядка не поименован, в уполномоченный орган при подачи заявления о выдаче удостоверения представлен не был, может быть предметом проверки и оценки суда при разрешении спора о праве Чуханова Б.Ю. на получение мер социальной поддержки как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при разрешении соответствующего иска в рамках гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 25 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Чуханову Борису Юрьевичу в удовлетворении административного иска о признании незаконным решение Министерства социального развития Пермского края от 27 июня 2018 года № СЭД-3303-63-4547 об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.
Председательствующий
Судьи