№ 5-394/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 января 2020 года г. Красноярск
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шлейхер Е.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении по доверенности - Ростовцева Е.Г., представителя Управления Министерства культуры России по СФО по доверенности – Аксенова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края – Савченко АА,
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края – Савченко А.А.
Лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении – Савченко А.А., будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайства об отложении судебного заседании не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.
Представитель Управления министерства культуры РФ по Сибирскому Федеральному округу - Аксенов С.В. поддержал изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, указывая о наличии в действиях Савченко А.А. состава правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 7.13 КоАП РФ. Не возражал против применения судом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении – Ростовцев Е.Г. не согласен с привлечением Савченко А.А. к административной ответственности, поскольку в действиях последнего отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 7.13 КоАП РФ. Полагает, что должностному лицу вменяются нарушения общих положений Федерального закона № 73-ФЗ и Положения, которые не устанавливают каких-либо обязанностей (требований) и не могут ставиться в вину Савченко А.А. Последний, на основании Задания, выданного руководителем Службы, осуществил мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова» ХУШ в, и был наделен для этого соответствующими полномочиями.
Заслушав в судебном заседании представителей: лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, административного органа, исследовав представленные материалы дела, обсудив представленные суду возражения Савченко А.А. на протокол об административном правонарушении, пояснения представителя административного органа к возражениям последней, прихожу к следующим выводам.
Частью первой статьи 7.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Предметом правонарушения - объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.
Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания, и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
Из материалов дела следует, что Управлением Минкультуры России по СФО, по результатам рассмотрения документов, представленных в ходе внеплановой выездной проверки Службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края, проведенной на основании Распоряжения руководителя Управления Министерства культуры РФ по СФО от 26 августа 2019 года № 56-пр, а также информации, содержащейся в акте проверки органом государственного контроля (надзора) Служба по охране объектов культурного наследия Красноярского края от 21 августа 2019 года зафиксировано указанное выше правонарушение.
В качестве доказательств вины должностного лица представлены:
- задание №191/2019 от 13 августа 2019 года на проведение мероприятия по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Церковь покрова», ХУШ в.;
-акт технического состояния объекта культурного наследия от 21 августа 2019 года;
-приказ №23-лс от 11 апреля 2019 года о назначении Савченко А.А. на должность консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия Службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края;
- должностной регламент государственного гражданского служащего консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия;
-приказ №40 от 01 июня 2015 года Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края «Об утверждении перечня должностных лиц службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что на основании задания № 191/2019 руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Гутенкова П.Е. от 13 августа 2019 года, консультантам отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Савченко А.А. 21 августа 2019 года осуществлено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова»XVIIIв., по адресу: г. Красноярск ул. Сурикова д. 26.
По результатам проведения указанного мероприятия составлен акт технического состояния объекта культурного наследия федерального значения «Церковь покрова» ХУШ в.
Согласно протоколу № 01-22/45-2019 от 15 ноября 2019 года об административном правонарушении, должностному лицу Службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края - консультанту отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия Савченко А.А., вменяется совершение 21 августа 2019 года, по месту нахождения объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова» XVIII в., в г. Красноярске ул. Сурикова д. 26, действий, нарушающих положения части 2 статьи 11 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», пункт 6 Положения «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов наследия», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 года № 740, выразившееся в осуществлении федерального надзора в отношении объекта культурного наследия федерального надзора лицом на то неуполномоченным.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов наследия», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 года № 740, перечень должностных лиц региональных органов охраны объектов культурного наследия, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, определяется этими региональными органами охраны объектов культурного наследия.
Приведенные выше правовые нормы, нарушение которых вменяется должностному лицу, не устанавливают для последнего каких-либо обязанностей (требований). Протокол об административном правонарушении не содержит ссылки на нормы законодательства в области охраны объектов культурного наследия, применимые к Савченко А.А., нарушение которых последним являлось бы основанием для привлечения к ответственности по части первой статьи 7.13 КоАП РФ.
Само по себе составление акта технического состояния объекта, составленного на основании задания №1891/2019 руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, не позволяют сделать вывод о совершении Савченко А.А. правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 7.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.5 Должностного регламента государственного гражданского служащего консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия службы государственного охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного руководителем Службы Гутенковым П.Е., в должностные обязанности государственного гражданского служащего входит составление актов технического состояния объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Согласно подп. 3 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона № 73 Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий по федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с подп. 2 пункта 1.1, пункта 3.20 Положения о Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 01 апреля 2015 года № 152-п), Служба является органом, уполномоченным осуществлять на территории Красноярского края государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Пунктом 6 Положения «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов наследия», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 года№ 740, установлено, что перечень должностных лиц региональных органов охраны объектов культурного наследия, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, определяется этими региональными органами охраны объектов культурного наследия.
Ссылка должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении на Приказ Службы от 09 июня 2015 года №395, как на единственный документ, определяющий должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по систематическому наблюдению, в перечень которых должность Савченко А.А. не входит, не может быть признана обоснованной, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.3 Должностного регламента консультанта отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия Службы, должность консультанта отнесена к категории «специалисты». В должностные обязанности специалиста входит осуществление государственного надзора в форме мероприятий по систематическому наблюдению (пункт 3.9).
Приказом руководителя Службы № 3 от 11 января 2019 года утвержден Порядок выдачи и форм задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно подп. 4.2 пункта 4 приложения № 1 к Приказу Службы № 3 от 11 января 2019 года, должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия являются, в том числе, специалисты структурных подразделений Службы, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного надзора.
Согласно пункту 6 приложения № 1 к Приказу Службы № 3 от 11 января 2019 года, в Задании указывается лицо(а), уполномоченное(ые) на проведение мероприятия по контролю или систематическому наблюдению.
В судебном заседании установлено, что на основании Задания № 191/2019 руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Гутенкова П.Е. от 13 августа 2019 года, консультантам отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Савченко А.А. осуществлено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова»XVIIIв., по адресу: г. Красноярск ул. Сурикова д. 26.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии состава вменяемого должностному лицу Службы – Савченко А.А. правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 7.13 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава указанного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела учета, использования и популяризации объектов культурного наследия Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края - Савченко АА, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава указанного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В. Шлейхер