Дело № 2а-628/2020
УИД: 21RS0001-01-2020-000793-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Борисова В.В.,
при секретаре судебного заседания Кочетковой А.Д.,
с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-страницах, информацией, распространение которой запрещено, мотивировав свои требования следующим:
Алатырской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о возможности дистанционной покупки табачных изделий.
В ходе данной проверки установлено, что в сети «Интернет» в свободном доступе на Интеренет-сайтах
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
размещена информация о продаже табачной продукции - снюса, то есть информация, распространение которой на территории Российской Федерацией запрещено.
Вход на вышеуказанные ресурсы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать информацию в электронном виде, приобрести табачные изделия может любой пользователь сети «Интернет». Информация на интернет-ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», www.nic.ru и www.reg.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют.
Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, на положения Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июня 2006 г., Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», административный истец указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения данной информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации.
Считает, что интернет-сайты:
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
содержат информацию о продаже табачной продукции - снюса, в связи с чем информация, содержащаяся на указанных сайтах, относится к запрещенной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит:
признать информацию, размещенную на Интернет-страницах:
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии.
Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии, в судебное заседание не явился. Суду представлен отзыв на заявление № 6351-04/21 от 30 июля 2020 г., согласно которому Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии ходатайствовало о рассмотрении данного административного дела в отсутствии их представителя. В случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на всей территории Российской Федерации, просило направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии) по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 7 «б», для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования указанного Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространений информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.
Следовательно, в данном случае формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляются Управлением Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии.
В п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» говорится о том, что запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей может быть доступна несовершеннолетним, что пагубно сказывается на их поведении, образе жизни, воспитании.
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
На выявленном Интернет-сайте размещена информация, содержащая алгоритм действий по приобретению табачной продукции – снюса, посредством телекоммуникационной сети «Интернет», которая фактически способствует совершению гражданами правонарушений.
Статьей 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдения ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация по приобретению табачной продукции – снюса, является фактором, способствующим совершению административных правонарушений.
29 июня 2020 г. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях принятия мер по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет», в ходе которой выявлено наличие информации на интернет-страницах:
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
по продаже табачной продукции – снюса, то есть информации, распространение которой на территории Российской Федерацией запрещено.
Входы на сайты свободные, не требует предварительной регистрации и пароля.
Учитывая изложенное выше, суд считает административные исковые требования, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в части признания информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах:
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенных на Интернет-страницах, информацией, распространение которой запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах:
1. https://snusline.online/
2.
http://snus-online-msk.site/filter/snusi/
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии указанной информации в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Копию вступившего в законную силу решения суда в течение трех дней направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике), расположенное по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова, д. 7 «б».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: В.В. Борисов
Решение в окончательной форме составлено 04 августа 2020 года.