Дело № 3а-2/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Брянск 26 февраля 2018 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.Н.
при секретаре Денисовой К.А.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
представителей административных истцов Ивашина Ю.Н., Шаройко С.В.,
представителя губернатора Брянской области Ивановой Н.Г., представителя Брянской областной Думы Корытко Е.В., представителя заинтересованного лица ОАО «Центр космических услуг» Труфанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Безгачева СА, общества с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» об оспаривании отдельных положений Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» (в редакции закона Брянской области от 25 декабря 2017 года № 111-З),
УСТАНОВИЛ:
24.06.2010 Брянской областной Думой принят и 03.07.2010 Губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» (далее - Закон Брянской области № 54-З), который официально опубликован 10.07.2010 в издании информационный бюллетень «Официальная Брянщина» № 7.
Данный закон действовал в редакции законов Брянской области от 06.10.2010 № 72-З, от 04.03.2011 № 16-З, от 08.06.2012 № 33-З, от 06.11.2012 № 77-З, от 10.03.2015 № 15-З, от 06.04.2016 № 29-З, от 03.04.2017 № 15-З, от 25.12.2017 № 111-З.
Ст. 14 Закона Брянской области № 54-З регламентированы требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. Согласно п. 3 ст. 14 (в редакции закона Брянской области от 03.04.2017 № 15-З) перевозчик обязан обеспечить безвозмездный круглосуточный доступ к сигналам и данным, поступающим от аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС и/или ГЛОНАСС/GPS (в режиме реального времени получать с заданной уполномоченными органами периодичностью географическую широту, географическую долготу, скорость движения транспортного средства, азимут, время формирования данных (GMT), признак передачи сигнала бедствия, признак вызова на голосовую связь), установленной на транспортном средстве, оператору региональной навигационно-информационной системы Брянской области на весь период действия свидетельства об осуществлении перевозок (пункт 3); перевозчик обязан выполнять расписание движения транспортных средств и иные условия, предусмотренные свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (пункт 4).
Согласно п. 3 ст. 15 этого же закона Брянской области в той же редакции неоднократное в течение года нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам, установленным статьей 14 настоящего Закона является основанием для обращения в суд уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок.
Индивидуальный предприниматель Безгачев С.А., имеющий лицензию на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 76-1, выданное Брянской городской администрацией на срок действия с 13.10.2016 по 13.10.2021, обратился в суд с вышеуказанным административным иском и с учетом уточненных требований просил признать недействующим с момента принятия п. 3 ст. 14 Закона Брянской области № 54-З в части слов «круглосуточный», как противоречащий ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», п. 3 ч. 4 ст. 17, ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», абз. 1 ст. 14, п. 4 ст. 14 Закона Брянской области № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области», а также признать недействующими с момента принятия взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 14 и п. 3 ст. 15 Закона Брянской области № 54-З в той мере, в какой в системе действующего правого регулирования указанные взаимосвязанные положения позволяют уполномоченному органу обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок за нарушение перевозчиком два и более раз расписания движения по маршруту, как не соответствующие п. 2 ч. 4 ст. 17, п. 7 ч. 7 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как носящие характер правовой неопределенности и противоречащие п. 7 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.
Определением Брянского областного суда от 08.12.2017 данное дело объединено в одно производство с административным делом по административному иску ООО «Бежицкие маршрутные такси» о признании недействующим с момента принятия п. 3 ст. 14 Закона Брянской области от 03.07.2010 № 54-З, как противоречащего ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 4, ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п.п. 2, 4, 21, 22, 24-31 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи», п. 4 «ж» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, п.п. 8,9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административный истец Безгачев А.С., директор ООО «Бежицкие маршрутные такси» в судебное заседание не явились, представив заявления об отказе от исковых требований в связи с внесением изменений в Закон Брянской области № 54-З, изложением статьи 14 Закона в новой редакции, а также исключением оспариваемых положений закона.
Представители административных истцов Ивашин Ю.Н., Шаройко С.В., действующие по доверенности, которой предусмотрены все полномочия стороны по делу, поддержали позицию своих доверителей.
Представители административных ответчиков Корытко Е.В., Иванова Н.Г. не возражали против принятия отказа от административных исков и ходатайствовали о прекращении производства по делу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Центр космических услуг» Труфанов А.В. не возражал против заявленных ходатайств.
Представитель Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив об уважительности причин неявки.
С учетом положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Обсудив ходатайства, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Бойкачевой О.А., полагавшей возможным прекратить производство по административному делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: 1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца; 2) лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
29.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
П. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством Закона Брянской области от 03.07.2010 № 54-З постановлением Брянской областной Думы от 20.02.2018 № 6-1118 принят Закон Брянской области «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области».
26.02.2018 Закон Брянской области «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» подписан Губернатором Брянской области за № 17-З и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2018.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона Брянской области от 26.02.2018 № 17-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» оспариваемая статья 14 Закона Брянской области № 54-З изложена в новой редакции.
«Статья 14. Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам обязаны:
1) передавать оператору региональной навигационно-информационной системы Брянской области информацию о месте нахождения транспортных средств, используемых для перевозок;
обеспечить исправную работу установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда, в случае если указанные характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предусмотрены решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
2. Сведения о нарушениях требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах соответствующих уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
П. 6 ст. 1 Закона Брянской области от 26.02.2018 № 17-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» в статью 15 Закона Брянской области № 54-З внесены следующие изменения:
подпункт 2 исключен;
подпункт 3 изложен в редакции:
«3) неоднократное в течение года нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, требований, установленных пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона».
Таким образом, оспариваемые истцами нормы Закона Брянской области № 54-З изменены. Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов, то они заявили об отказе от исковых требований, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства также является основанием для прекращения производства по делу.
Недействующий нормативный правовой акт не требует судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой. Утратившие силу правовые нормы не являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате чего не могут повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, следовательно, не могут быть предметом проверки в порядке абстрактного нормоконтроля, целью которого является прекращение действия нормативного правового акта в будущем.
Обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства и прекращению производства по административному делу, предусмотренные ч. 11 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по настоящему делу отсутствуют.
С учетом изложенного производство по делу подлежит прекращению.
Государственная пошлина, уплаченная административными истцами подлежит возврату в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 46, ч. 2 ст. 214, ст. ст. 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ от исковых требований Безгачева СА, директора общества с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» Степанова СП, их представителей Ивашина ЮН, Шаройко СВ об оспаривании отдельных положений Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» (в редакции Закона Брянской области от 25 декабря 2017 года № 111-З).
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Безгачева СА, общества с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» о признании недействующими пункта 3 статьи 14, взаимосвязанных положений части 4 статьи 14 и пункта 3 статьи 15 Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» (в редакции закона от 25 декабря 2017 года № 111-З) в той мере, в какой в системе действующего правого регулирования указанные взаимосвязанные положения позволяют уполномоченному органу обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок за нарушение перевозчиком два и более раз расписания движения по маршруту.
Возвратить Безгачеву СА государственную пошлину в размере 300 рублей согласно чек-ордеру от 30 августа 2017 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» государственную пошлину в размере 4500 рублей согласно платежному поручению № 79 от 23 ноября 2017 года.
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева