Судья Хабарова М.Е. Дело 33а-5700/2020
УИД 24RS0029-01-2019-000825-94
А-3.198
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июня 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кончаковой М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к Фролову Виталию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам
по апелляционной жалобе Фролова В.В.
на решение Козульского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к Фролову Виталию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.
Взыскать с Фролова Виталия Владимировича задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 годы по сроку уплаты 01.12.2017 г. в размере 69225 рублей, по сроку уплаты 03.12.2018 г. в размере 58177 рублей, пени за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 171,33 рублей, с 11.12.2017 г. по 23.08.2018 г. в размере 4387,72 рублей, с 04.12.2018 г. по 20.12.2018 г. в размере 249,20 рублей, штраф в размере 500 рублей, а всего взыскать 132710 рублей 25 копеек.
Взыскать с Фролова Виталия Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3854 рублей.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю по доверенности Ремезова И.В. обратилась с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что Фролов В.В. как собственник транспортных средств: ВАЗ 2106, Scania, Iveco является плательщиком транспортного налога. За 2016 г. Фролову В.В. начислен транспортный налог в размере 69 225 руб., за 2017 г. – 58 177 руб. В связи с неуплатой налога в установленные сроки налогоплательщику начислены пени в размере 171,33 руб. за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г., в размере 4 387,72 руб. за период с 11.12.2017 г. по 23.08.2018 г., в размере 249,20 руб. за период с 04.12.2018 г. по 20.12.2018 г., о чем налогоплательщику направлены требования. В установленный требованиями срок задолженность по налогу не погашена. Решением № 7 от 29.11.2016 г. Фролов В.В. привлечен к ответственности за налоговое правонарушение по ст. 128 НК РФ в размере 500 руб., ему было направлено требование об уплате штрафа № 2477 от 06.12.2016 г. В установленный требованием срок до 26.12.2016 г. задолженность по требованию не погашена. Мировым судьей судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края вынесены судебные приказы о взыскании с Фролова В.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 г., 2017 г., которые отменены определениями от 06.06.2019г. в связи с возражениями должника.
Представитель административного истца просила взыскать с Фролова В.В. задолженность:
- по транспортному налогу за 2016 г. в размере 69 225 руб.;
- по транспортному налогу за 2017 г. в размере 58 177 руб., пени в размере 4 808,25 руб., в том числе 171,33 руб. за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г., 4 387,72 руб. за период с 11.12.2017 г. по 23.08.2018 г., 249,20 руб. за период с 04.12.2018 г. по 20.12.2018 г.;
- штраф в размере 500 руб., а всего 132710,25 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Фролов В.В. просил решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.05.2016 г. он признан банкротом. В отношении него открыта процедура реализации имущества и транспортные средства выбыли из его владения, документы на транспортные средства переданы финансовому управляющему, поэтому взысканные суммы налогов не являются текущими, а должны быть включены в реестр задолженности перед кредиторами. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2018г. процедура реализации имущества завершена. Кроме того, суммы налога и пени завышены.
В письменном ходатайстве представитель МИ ФНС России №17 по доверенности Слободина Е.Ю., а в апелляционной жалобе Фролов В.В. каждый в отдельности просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст.ст.150,154 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от 08.11.2007г. № 3-676 для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. налоговая ставка установлена в 14,5 руб. за одну лошадиную силу, свыше 250 л.с. – 102 руб.
Согласно пунктам 1,2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 ст.363 НК РФ).
Согласно ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на имя Фролова В.В. в органах ГИБДД зарегистрированы следующие транспортные средства:
-ВАЗ-2106 государственный регистрационный знак № в период с 01.01.2016г. по март 2017г.,
-Scania государственный регистрационный знак № c 01.01.2016г. по август 2017г.,
-Iveco государственный регистрационный знак № с 01.01.2016г. по 31.12.2017г.
10.07.2017г. налоговым органом Фролову В.В. исчислен транспортный налог за 2016г. в размере 69225 руб. в срок до 01.12.2017г., который им не оплачен.
В связи с этим налоговым органом Фролову В.В. направлено требование по состоянию на 11.12.2017г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 69225 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 171,33 руб. со сроком уплаты до 5 февраля 2018г.
5 марта 2018г. на основании заявления налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края выдан судебный приказ о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу за 2016г. в общем размере 69396,33 руб.
Определением того мирового судьи от 06.06.2019 г. на основании возражений Фролова В.В. судебный приказ от 5 марта 2018г. отменен.
Кроме того, решением № 7 от 29.11.2016 г. Фролов В.В. привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 128 НК РФ к штрафу в размере 500 руб. Фролову В.В. было направлено требование об уплате штрафа № 2477 от 06.12.2016 г. в срок до 26.12.2016г.
Помимо этого, 24.08.2018г. налоговым органом Фролову В.В. исчислен транспортный налог за 2017г. в размере 58177 руб. в срок до 03.12.2017г., который им не оплачен.
В связи с этим налоговым органом Фролову В.В. направлено требование по состоянию на 21.12.2018г. об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 58177 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 249,2 руб. со сроком уплаты до 29.01.2019г.
20 мая 2019г. на основании заявления налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края выдан судебный приказ о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу и пени за 2017г. в размере 58426,2 руб., а также штрафа по решению от 29.11.2016г. в размере 500 рублей.
Определением того мирового судьи от 06.06.2019 г. на основании возражений Фролова В.В. судебный приказ от 20 мая 2019г. отменен.
Взыскивая с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 69 225 руб., по транспортному налогу за 2017 г. в размере 58 177 руб., пени в размере 4 808,25 руб., в том числе 171,33 руб. за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г., 4 387,72 руб. за период с 11.12.2017 г. по 23.08.2018 г., 249,20 руб. за период с 04.12.2018 г. по 20.12.2018 г., суд первой инстанции установил, что налоговым органом соблюдены сроки для обращения в суд. Расчет суммы транспортного налога и пени является верным, соответствующим требованиям ст.ст. 358-363,75 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога и пени Фроловым В.В. не исполнена.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда о необходимости взыскания с Фролова В.В. транспортного налога за 2016г. и 2017г. и пени, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм материального права.
Как по транспортному налогу за 2016г., так и по транспортному налогу за 2017г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня окончания соответствующих сроков, указанных в налоговых требованиях, и, в свою очередь, в течение 6 месяцев со дня отмены судебных приказов(06.06.2019г.) обратился в Козульский районный суд Красноярского края 5 декабря 2019г. согласно приложенного к ходатайству налогового органа от 08.06.2020г. списка внутренних почтовых отправлений со штампом Почты России от 05.12.2019г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что платежи по транспортному налогу за 2016г. и 2017г. являются реестровыми, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку в соответствии со статьёй 5 Федерального Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Так как из имеющейся в материалах дела копии определения Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2018г. следует, что датой принятия заявления о банкротстве Фролова В.В. является 8 апреля 2016г., то транспортные налоги за 2016 и 2017г. являются текущими платежами.
Такая квалификация налоговых платежей за 2016г. как текущих обусловлена тем, что, как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.
Поскольку транспортный налог за 2016г. подлежал уплате только 01.12.2017г., и налоговым периодом считается календарный год, то даже с учетом принятия арбитражным судом заявления о признании Фролова В.В. банкротом в апреле 2016г., весь платеж этого налога за 2016г. квалифицируется как текущий.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания штрафа в размере 500 рублей, поскольку в соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
На момент обращения налогового органа 28 февраля 2018г. к мировому судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу за 2016г. в общем размере 69396,33 руб. уже истек срок требования по уплате штрафа в размере 500 рублей, установленный налоговым органом до 26.12.2016г.
Так как на этот момент(28.02.2018г.) общая сумма налога и штрафа превысила 3000 рублей, то в соответствии с положениями абз. 2 п.2 ст.48 НК РФ налоговому органу следовало в заявление о выдаче судебного приказа в феврале 2018г. включить и сумму штрафа, однако этого сделано не было.
Сам штраф возможно было взыскать в судебном порядке только в срок до 5 августа 2018г.( до момента истечения шестимесячного срока исполнения требования № 22541 от 11 декабря 2017г. - 5 февраля 2018г.)
Налоговый орган включил требование о взыскании штрафа в размере 500 рублей лишь в заявление от 16 мая 2019г. о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г.
Между тем на 16 мая 2019г. срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа в размере 500 рублей истек более чем на 9 месяцев.
Налоговый орган не ходатайствовал о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по штрафу в размере 500 рублей, и доказательств наличия уважительных причин пропуска этого срока в материалах дела нет.
Сам по себе факт вынесения отмененного судебного приказа от 20 мая 2019г. о взыскании штрафа в размере 500 рублей не восстанавливает пропущенного срока.
В таком положении в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения в суд с требованием о взыскании штрафа в размере 500 рублей, решение суда подлежит изменению с отменой в этой части и вынесением нового решения об отказе в иске о взыскании штрафа, а также пропорциональным снижением размера государственной пошлины до 3844 рублей.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения в полном объеме, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козульского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2020 года изменить, отменить решение в части взыскания штрафа в размере 500 рублей.
Вынести в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований о взыскании штрафа в размере 500 рублей.
Снизить размер взысканной с Фролова Виталия Владимировича государственной пошлины с 3854 рублей до 3844 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: