Кумторкалинский районный суд РД
Судья Амиралиева У.И.
Дело №2а-311/23
УИД 05RS0030-01-2023-000343-86
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2024 года, по делу № 33-3108/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Чоракаева Т.Э.
при секретаре Эскендеровой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Дагестан к УФСИН России по РД и ФКУ «Исправительная колония № 7» Управления ФСИН России по Республике Дагестан об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, по апелляционным жалобам ответчиков Управления ФСИН России по РД и ФКУ «Исправительная колония № 7» Управления ФСИН России по Республике Дагестан на решение Кумторкалинского районного суда РД от 7 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителей УФСИН по РД Меджидова М.М. и ФКУ ИК 7 УФСИН России по РД Ибрагимова А.К., просивших решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Махачкалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РД обратился в суд с приведенным административным иском.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной в марте 2023 года комиссией Генеральной прокуратуры России, установлено, что в общежитиях исправительного учреждения не имеется необходимого набора помещений коммунально-бытового и иного назначения.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой РД 14 марта 2023г. в адрес Управления ФСИН России по РД внесено представление, однако на настоящее время выявленные нарушения не устранены.
Управлением ФСИН России по РД в информации от 14 апреля 2023г. № 5/то/9-4005 указывается, что устранение нарушений в части создания благоприятных материально-бытовых условий осужденным требует дополнительного финансирования.
Вышеуказанные нарушения повторно выявлены в ходе проверки, проведенной 25 апреля 2023г. Махачкалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РД, их наличие свидетельствует о бездействии исправительного учреждения и его администрации. не исполнении требований органов прокуратуры.
Факт нарушений подтверждается справкой о результатах проверки исправительных учреждений, проведенной комиссией Генеральной прокуратуры России от 06.03.2023г. и иными материалами.
Их не устранение может повлечь причинение вреда здоровью человека, обострение режимной обстановки в исправительном учреждении или иные тяжкие последствия.
Согласно ст.9 Закона №5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Дагестан. Ввиду того, что администрацией исправительного учреждения в качестве обоснования невозможности самостоятельного устранения нарушений указано на отсутствие необходимого количества денежных средств, и учитывая, что для устранения нарушений требуются значительные затраты, прокуратурой в качестве соответчика заявлено Управление ФСИН России по Республике Дагестан.
Решением Кумторкалинского районного суда РД от 7 июня 2023г. исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным бездействие ФКУ ИК-7 и УФСИН России по РД, выразившееся в непринятии мер по устранению следующих нарушений уголовно-исполнительного законодательства:
- в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 1 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря;
- в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 2 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря;
в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 3 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря;
в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 4 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря;
в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 5 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря;
в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и таблицы № 14.3 Свода правил в отряде № 6 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря, комнаты быта;
и о возложении на УФСИН России по Республике Дагестан в течение года с даты вступления решения суда в законную силу обязанность организовать финансовое и материально-техническое обеспечение, а ФКУ ИК-7 после выделения денежных средств незамедлительно принять меры к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно: - в отряде № 1 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную и комнату для хранения хозинвентаря; - в отряде № 2 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную и комнату для хранения хозинвентаря; - в отряде № 3 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную, комнату для хранения хозинвентаря и комнату быта; - в отряде № 4 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную, комнату для хранения хозинвентаря; - в отряде № 5 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную и комнату для хранения хозинвентаря; - в отряде № 6 оборудовать постирочную, сушилку, кухню, гардеробную, комнату для хранения хозинвентаря и комнату быта.
С этим решением суда не согласились ответчики Управление ФСИН России по Республике Дагестан и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления ФСИН России по Республике Дагестан. В апелляционных жалобах они просят об решения суда, приводя доводы о его незаконности и необоснованности. Указывается о несоответствии выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №110 от 04.07.2022 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» установлены обязательные для исполнения нормы внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» указан перечень помещений коммунально-бытового и иного назначения, подлежащих обустройству в общежитиях исправительных учреждений.
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее - Свод правил).
ФКУ ИК-7 УФСИН РФ по РД является юридическим лицом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и действует согласно Уставу.
Одними из целей деятельности Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ.
Статья 13 Федерального закона № 5471-7 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных, а также соблюдение ими порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей. Реализация этих прав, обязанностей, соблюдения режимных требований, возлагается на администрацию исправительного учреждения, где они отбывают наказание.
В соответствии с ч.3 ст.22, ч.1 ст.24 Закона о прокуратуре, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
Согласно ст.34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.
По результатам проверки, проведенной в марте 2023 года комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации установлено, что в общежитиях ИК-7 не имеется необходимого набора помещений коммунально-бытового и иного назначения.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Республики Дагестан <дата> начальнику УФСИН ФИО4 по Республике Дагестан внесено представление. Однако на настоящее время выявленные нарушения не устранены.
В соответствии со ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Из информации УФСИН ФИО4 по Республике Дагестан от <дата> за №/то/9-4005 следует, что устранение нарушений в части создания благоприятных материально-бытовых условий осужденных требует дополнительного финансирования.
Эти же нарушения повторно выявлены в ходе проверки, проведенной <дата> Махачкалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Дагестан, что свидетельствует о бездействии исправительного учреждения.
Так, не устранены следующие нарушения: вопреки требованиям статьи 99 УИК РФ и таблицы №.3 Свода правил в отрядах №№, 2, 3, 4, 5 отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря; а также в нарушение требований статьи 99 УИК РФ и таблицы №.3 Свода правил в отряде № отсутствие постирочной, сушилки, кухни, гардеробной, комнаты для хранения хозинвентаря, комнаты быта.
Судом установлено, что ФКУ ИК-7 УФСИН РФ по РД частично проводится работа по устранению выявленных нарушений, однако отсутствие финансовых средств, выделенных на эти цели, не позволяют в полной мере устранить имеющиеся нарушения.
Между тем, отсутствие финансовых средств не может являться основанием для неисполнения требований законодательства в части создания надлежащих условий для содержания осужденных.
Указанное свидетельствует о бездействии и неисполнении администрацией ФКУ ИК-7 требований прокурора.
Ввиду изложенного, суд верно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Кумторкалинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 по Республике Дагестан и Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» ФИО1 по Республике Дагестан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи